Поэма (1922)
«Крысолов» — первая поэма Цветаевой, написанная в
эмиграции, в Праге. Это пророчество о судьбах русской революции,
романтический период которой закончился и начался мертвенный,
бюрократический, диктаторский. Это приговор любой утопии о возможности
народного торжества, народной власти. Это же издевка над разговорами о
революционности масс, в основе бунта которых всегда лежат самые
низменные мотивы — социальная зависть и жажда обогащения.
Поэма Цветаевой чрезвычайно многопланова. «Крысолов»
потому и стал одним из вечных, бродячих сюжетов мировой литературы, что
трактовка каждого персонажа может меняться на прямо противоположную.
Крысолов — и спаситель, и убийца, жестоко мстящий городу за обман.
Горожане — и жертвы, и подлые обманщики, и снова жертвы. Музыка не
только губит крыс, но и дарит им в гибели последнюю возможность обрести
достоинство, возвышает их, сманивает чем-то прекрасным и уж во всяком
случае несъедобным.
Легенда о крысолове впервые появилась в литературной
обработке в «Хронике времен Карла IX» Мериме. До этого она существовала
в нескольких фольклорных вариантах. Фабула ее проста: в немецком городе
Гаммельне нашествие крыс грозит истребить все запасы еды, а потом и
самих горожан. В Гаммельн приходит загадочный крысолов, который обещает
увести всех крыс за огромное вознаграждение. Ему обещают эти деньги, и
он игрой на дудке сманивает крыс в реку Везер, где крысы и тонут
благополучно. Но город отказывается выплатить ему обещанные деньги, и
крысолов в отместку той же игрой на флейте завораживает всех до одного
гаммельнских детей — уводит их из города в гору, которая перед ним
расступается. В отдельных вариантах легенды люди, выходящие из горы,
встречаются много после в окрестностях Гаммельна, они провели в горе
десять лет и обладают тайными знаниями, но это уже варианты
неканонические и к легенде прямого отношения не имеющие.
Цветаева сохраняет эту фабулу, но придает персонажам
особое значение, так что конфликт выглядит совсем не так, как в
фольклорной первооснове. Крысолов у Цветаевой — символ музыки вообще,
музыки торжествующей и ни от чего не зависящей. Музыка амбивалентна. Она
прекрасна, независимо от того, каковы убеждения художника и какова его
личность. Потому, мстя горожанам, крысолов обижается не на то, что ему
недоплатили, не от жадности уводит детей, а потому, что в его лице
оскорблена музыка как таковая.
Музыка равно убедительна для крыс, бюргеров, детей —
для всех, кто не желает ее понимать, но волей-неволей вынужден
подчиняться ее небесной гармонии. Художник с легкостью уводит за собой
кого угодно, каждому посулив то, что ему желательно. А крысам желательна
романтика.
Победивший пролетариат у Цветаевой довольно
откровенно, с массой точных деталей изображен в виде отряда крыс,
который захватил город и теперь не знает, что делать. Крысам скучно.
«Господа, секрет: отвратителен красный цвет». Им надоедает собственная
революционность, они зажирели и обрюзгли. «У меня заплывает глаз», «У
меня оплывает слог», «У меня отвисает зад…» Они вспоминают себя
отважными, зубастыми и мускулистыми, ненасытно-голодными борцами — и
ностальгируют о том, что «в той стране, где шаги широки, назывались
мы…». Слово «большевики» встает в строку само собой, ибо «большак»,
большая дорога, символ странствий, — ключевое слово в главе.
Их-то и сманивает флейта: Индией, новым обещанием
борьбы и завоеваний, странствием туда, где они стряхнут жир и вспомнят
молодость (пророчица Цветаева не могла знать, что в головах некоторых
кавалерийских вождей вызревал план освобождения Индии, чтобы не пропадал
попусту боевой пыл красноармейцев после победы в гражданской войне). За
этой романтической нотой, за обещанием странствий, борьбы и второй
молодости крысы уходят в реку.
Но детей крысолов сманивает совсем другим, ибо он
знает, чьи это дети. Это дети сонного, благонравного, обывательского,
сплетничающего, жадного, убийственного Гаммельна, в котором ненавидят
все непохожее, все живое, все новое. Таким видится Цветаевой мир
современной Европы, но и — шире — любое человеческое сообщество,
благополучное, долго не знавшее обновления и потрясения. Этот мир не в
силах противостоять нашествию крыс и обречен… если только не вмешается
музыка.
Дети этого мира могут пойти только за сугубо
материальными, простыми, убогими посулами. И крысолов у Цветаевой сулит
им «для девочек — перлы, для мальчиков — ловля их, с грецкий орех… И —
тайна — для всех». Но и тайна эта простая, детская, глупая: дешевая
сказка с сусальным концом, с благоденствием в финале. Мечты
благовоспитанных мальчиков и девочек: не ходить в школу, не слушаться
будильника! Всем — солдатики, всем — сласти! Почему дети идут за
флейтой? «Потому что ВСЕ идут». И эта детская стадность, тоже по-своему
крысиная, демонстрирует всю внутреннюю фальшь «детского» или
«молодежного бунта».
А музыка — жестокая, торжествующая и всесильная — уходит себе дальше, губя и спасая. |