Пьеса (1928)
Действие пьесы происходит в Москве в 20-х гг. нашего
века. Семен Семенович Подсекальников, безработный, ночью будит жену
Марью Лукьяновну и жалуется ей на то, что он голоден. Марья Лукьяновна,
возмущенная тем, что муж не дает ей спать, хотя она работает целыми
днями «как лошадь какая-нибудь или муравей», тем не менее предлагает
Семену Семеновичу ливерной колбасы, оставшейся от обеда, но Семен
Семенович, обиженный словами жены, от колбасы отказывается и выходит из
комнаты. Мария Лукьяновна и ее мама Серафима Ильинична, опасаясь, как бы
выведенный из равновесия Семен Семенович не покончил с собой, ищут его
по всей квартире и находят дверь в туалет запертой. Постучав к соседу
Александру Петровичу Калабушкину, просят его выломать дверь. Однако
выясняется, что в туалете был вовсе не Подсекальников, а
старушка-соседка.
Семена Семеновича находят на кухне в тот момент,
когда он засовывает что-то себе в рот, а увидев вошедших, прячет в
карман. Марья Лукьяновна падает в обморок, а Калабушкин предлагает
Подсекальникову отдать ему револьвер, и тут Семен Семенович с изумлением
узнает, что он собирается стреляться. «Да где бы я мог достать
револьвер?» — недоумевает Подсекальников и получает ответ: некий
Панфилыч меняет револьвер на бритву. Окончательно выведенный из себя
Подсекальников выгоняет Калабушкина, вынимает из кармана ливерную
колбасу, принятую всеми за револьвер, достает из стола отцовскую бритву и
пишет предсмертную записку: «В смерти моей прошу никого не винить».
К Подсекальникову является Аристарх Доминикович
Гранд-Скубик, видит лежащую на столе предсмертную записку и предлагает
ему, если уж он все равно стреляется, оставить другую записку — от имени
русской интеллигенции, которая молчит, потому что ее заставляют
молчать, а мертвого молчать не заставишь. И тогда выстрел
Подсекальникова разбудит всю Россию, его портрет поместят в газетах и
устроят ему грандиозные похороны.
Следом за Гранд-Скубиком приходит Клеопатра
Максимовна, которая предлагает Подсекальникову застрелиться из-за нее,
потому что тогда Олег Леонидович бросит Раису Филипповну. Клеопатра
Максимовна увозит Подсекальникова к себе писать новую записку, а в
комнате появляются Александр Петрович, мясник Никифор Арсентьевич,
писатель Виктор Викторович, священник отец Елпидий, Аристарх Доминикович
и Раиса Филипповна. Они упрекают Александра Петровича в том, что он
взял у каждого из них деньги, чтобы Подсекальников оставил предсмертную
записку определенного содержания. Калабушкин демонстрирует множество
разнообразных записок, которые будут предложены незабвенному покойнику, а
уж какую он из них выберет — неизвестно. Получается, что одного
покойника на всех мало. Виктор Викторович вспоминает Федю Питунина —
«замечательный тип, но с какой-то грустнотцой — надо будет заронить в
него червячка». Появившемуся Подсекальникову объявляют, что стреляться
он должен завтра в двенадцать часов и ему устроят грандиозные проводы —
закатят банкет.
В ресторане летнего сада — банкет: поют цыгане, пьют
гости, Аристарх Доминикович произносит речь, прославляющую
Подсекальникова, который постоянно спрашивает, который час, — время
неуклонно приближается к двенадцати. Подсекальников пишет предсмертную
записку, текст которой подготовлен Аристархом Доминиковичем.
Серафима Ильинична читает адресованное ей письмо от
зятя, в котором он просит ее осторожно предупредить жену о том, что его
уже нет в живых. Марья Лукьяновна рыдает, в это время в комнату входят
участники банкета, которые начинают ее утешать. Пришедшая с ними
портниха тут же снимает с нее мерку для пошива траурного платья, а
модистка предлагает выбрать к этому платью шляпку. Гости уходят, а
бедная Марья Лукьяновна восклицает: «Сеня был — шляпы не было, шляпа
стала — Сени нет! Господи! Почему же Ты сразу всего не даешь?» В это
время двое неизвестных вносят безжизненное тело мертвецки пьяного
Подсекальникова, который, придя в себя, воображает, что он на том свете.
Через некоторое время с огромными венками является мальчик из бюро
похоронных процессий, а затем приносят гроб. Подсекальников пытается
застрелиться, но не может — смелости не хватает; услышав приближающиеся
голоса, он прыгает в гроб. Входит толпа народу, отец Елпидий совершает
отпевание.
На кладбище у свежевырытой могилы звучат надгробные
речи. Каждый из присутствующих утверждает, что Подсекальников
застрелился за то дело, которое он отстаивает: из-за того, что закрывают
церкви (отец Елпидий) или магазины (мясник Никифор Арсентьевич), за
идеалы интеллигенции (Гранд-Скубик) или искусства (писатель Виктор
Викторович), а каждая из присутствующих дам — Раиса Филипповна и
Клеопатра Максимовна — утверждает, что покойник стрелялся из-за нее.
Растроганный их речами Подсекальников неожиданно для всех встает из
гроба и объявляет, что очень хочет жить. Присутствующие недовольны таким
решением Подсекальникова, однако он, вынув револьвер, предлагает любому
занять его место. Желающих не находится. В эту минуту вбегает Виктор
Викторович и сообщает, что Федя Питунин застрелился, оставив записку:
«Подсекальников прав. Действительно жить не стоит». |