Драматическая поэма (1924–1926)
Действие происходит на Урале в 1919 г. Главный герой
поэмы — бандит Номах, романтический персонаж, бунтарь-анархист,
ненавидящий «всех, кто жиреет на Марксе». Он пошел когда-то за
революцией, надеясь, что она принесет освобождение всему роду
человеческому, и эта анархическая, крестьянская мечта близка и понятна
Есенину. Номах высказывает в поэме его заветные мысли: о любви к буре и
ненависти к той рутинной, абсолютно нерусской, искусственной жизни,
которую навязали России комиссары. Потому и образ «положительного»
комиссара Рассветова у Есенина выходит бледен.
Рассветов противопоставлен Номаху, но в главном един
с ним. Номах, в котором ясно угадывается Махно, Номах, говорящий о том,
что по всей России множатся банды таких же обманутых, как он, — готов и
на убийство, и на захват власти. Никаких нравственных тормозов у него
нет. Но совершенно аморален и Рассветов, который в молодости побывал на
Клондайке, провернул там биржевую авантюру (выдал скалу за золотоносную и
сорвал куш после биржевой паники) и уверен, что любые обманы хороши,
если бедные обманывают богатых. Так что чекисты, которые ловят Номаха,
ничем не лучше его.
Номах устраивает набеги на поезда, идущие по
уральской линии. Бывший рабочий, а ныне доброволец Замарашкин стоит на
карауле. Здесь происходит его диалог с комиссаром Чекистовым, который
хает Россию на чем свет стоит — за голод, за дикость и зверство народа,
за темноту русской души и русской жизни… Номах появляется, как только
Замарашкин остается один на посту. Сначала он пытается заманить его в
банду, потом связывает, похищает фонарь и с этим фонарем останавливает
поезд. В поезде Рассветов с двумя другими комиссарами — Чариным и Лобком
— рассказывает о будущей американизированной России, о «стальной
клизме», которую надо поставить ее населению… После того как Номах
грабит поезд, забирает все золото и взрывает паровоз, Рассветов лично
возглавляет его поиск. В притоне, где пьют бывшие белогвардейцы и курят
опий бандиты, Номаха выслеживает китаец-сыщик Литза-хун. Автор пытается
показать в поэме те главные движущие силы русской жизни, которые
обозначились к началу двадцатых годов: тут и еврей Чекистов, настоящая
фамилия которого — Лейбман, а заветная мечта — европеизировать Россию;
тут и «сочувствующий» доброволец Замарашкин, которому равно симпатичны и
комиссары, и Номах; тут и комиссары приисков, верящие в то, что Россию
можно поставить на дыбы и сделать процветающей державой… Но стихийной
вольницы, стихийной мощи во всех этих персонажах нет. Она осталась
только в Номахе и в повстанце Барсуке. Их триумфом и заканчивается
поэма: Номах и Барсук уходят из чекистской засады в Киеве.
Есенин не дает ответа на вопрос, кто нужен теперь
России: абсолютно безнравственный, но волевой и решительный Рассветов
или такой же сильный, но стихийно свободный Номах, не признающий никакой
власти и никакой государственности. Ясно одно: ни Чекистову, ни
безликим Чарину и Лобку, ни китайцу Литза-хуну с Россией не сделать
ничего. А моральная победа остается за Номахом, который в финале не
случайно прячется за портретом Петра Великого и наблюдает за чекистами
через его глазницы. |