Драма в 6 действиях с цирком и фейерверком (1930)
Действие пьесы происходит в СССР в 1930 г.
Изобретатель Чудаков собирается включить сконструированную им машину
времени. Он объясняет своему приятелю Велосипедкину всю важность этого
изобретения: можно остановить секунду счастья и наслаждаться месяц,
можно «взвихрить растянутые тягучие годы горя». Велосипедкин предлагает с
помощью машины времени сокращать скучные доклады и выращивать кур в
инкубаторах. Чудаков обижен практицизмом Велосипедкина. Появляется
англичанин Понт Кич, интересующийся изобретением Чудакова, в
сопровождении переводчицы Мезальянсовой. Чудаков простодушно объясняет
ему устройство машины, Понт Кич записывает что-то в блокнот, затем
предлагает изобретателю деньги. Велосипедкин заявляет, что деньги есть,
выпроваживает гостя, незаметно вытаскивая у него из кармана блокнот, а
недоумевающему Чудакову объясняет, что денег нет, но он их раздобудет во
что бы то ни стало. Чудаков включает машину, раздается взрыв. Чудаков
выхватывает письмо, написанное «пятьдесят лет тому вперед». В письме
сообщается, что завтра к ним прибудет посланец из будущего.
Чудаков и Велосипедкин добиваются приема у
Победоносикова — главного начальника по управлению согласованием
(главначпупса), стремясь получить деньги на продолжение опыта. Однако
секретарь Победоносикова Оптимистенко не пускает их к начальству,
предъявляя им готовую резолюцию — отказать. Сам же Победоносиков в это
время диктует машинистке речь по случаю открытия новой трамвайной линии;
прерванный телефонным звонком, продолжает диктовать фрагмент о
«медведице пера» Льве Толстом, прерванный вторично, диктует фразу об
«Александре Семеныче Пушкине, непревзойденном авторе как оперы Евгений
Онегин, так и пьесы того же названия». К Победоносикову приходит
художник Бельведонский, которому он поручил подобрать мебель.
Бельведонский, объяснив Победоносикову, что «стили бывают разных Луев»,
предлагает ему выбрать из трех «Луев». Победоносиков выбирает мебель в
стиле Луи XIV, однако советует Бельведонскому «выпрямить ножки, убрать
золото и разбросать там и сям советский герб». Затем Бельведонский пишет
портрет Победоносикова верхом на лошади.
Победоносиков собирается на отдых, под видом
стенографистки прихватив с собой Мезальянсову. Его жена Поля, которую он
считает гораздо ниже себя, поднявшегося по «умственной, социальной и
квартирной лестнице», хочет ехать с ним, но он ей отказывает.
На площадку перед квартирой Победоносикова
Велосипедкин с Чудаковым приносят машину, которая взрывается огнем
фейерверка. На ее месте возникает Фосфорическая женщина — делегатка из
2030 г. Она прислана Институтом истории рождения коммунизма, с тем чтобы
отобрать лучших представителей этого времени для переброски в
коммунистический век. Фосфорическая женщина восхищена увиденным ею при
кратком облете страны; она предлагает всем готовиться к переброске в
будущее, объясняя, что будущее примет всех, у кого найдется хотя бы одна
черта, роднящая его с коллективом коммуны, — радость работать, жажда
жертвовать, неутомимость изобретать, выгода отдавать, гордость
человечностью. Летящее время сметет и срежет «балласт, отягченный
хламом, балласт опустошенных неверием».
Поля рассказывает Фосфорической женщине, что ее муж
предпочитает ей других — более образованных и умных. Победоносиков
обеспокоен тем, чтобы Поля «не вынесла сор из избы». Фосфорическая
женщина разговаривает с машинисткой Ундертон, уволенной Победоносиковым
за то, что она красила губы («Кому?» — удивляется Фосфорическая
женщина. — «Да себе же!» — отвечает Ундертон. «Если б приходящим за
справками красили, тогда б могли сказать — посетители обижаются», —
недоумевает гостья из будущего). Победоносиков заявляет Фосфорической
женщине, что он собирается отправиться в будущее исключительно по
просьбе коллектива, и предлагает ей предоставить ему в будущем
должность, соответствующую его теперешнему положению. Тут же он
замечает, что прочие — гораздо менее достойные люди: Велосипедкин курит,
Чудаков пьет, Поля — мещанка. «Зато работают», — возражает
Фосфорическая женщина.
Идут последние приготовления к отправке в будущее.
Фосфорическая женщина отдает распоряжения. Чудаков и Велосипедкин с
помощниками их выполняют. Звучит Марш времени с рефреном «Вперед, время!
/ Время, вперед!»; под его звуки на сцену выходят пассажиры.
Победоносиков требует себе нижнее место в купе. Фосфорическая женщина
объясняет, что всем придется стоять: машина времени еще не вполне
оборудована. Победоносиков возмущен. Появляется рабочий, толкающий
вагонетку с вещами Победоносикова и Мезальянсовой. Победоносиков
объясняет, что в багаже — циркуляры, литеры, копии, тезисы, выписки и
прочие документы, которые ему необходимы в будущем.
Победоносиков начинает торжественную речь,
посвященную «изобретению в его аппарате аппарата времени», но Чудаков
подкручивает его, и Победоносиков, продолжая жестикулировать, становится
неслышным. То же происходит и с Оптимистенко. Наконец Фосфорическая
женщина командует: «Раз, два, три!» — раздается бенгальский взрыв, затем
— темнота. На сцене — Победоносиков, Оптимистенко, Бельведонский,
Мезальянсова, Понт Кич, «скинутые и раскиданные чертовым колесом
времени». |