Трагедия (1913)
Обращаясь к толпе, В. Маяковский пытается объяснить,
почему он несет свою душу на блюде к обеду идущих лет. Стекая ненужной
слезою с небритой щеки площадей, он чувствует себя последним поэтом. Он
готов открыть людям их новые души — словами простыми, как мычание.
В. Маяковский участвует в уличном празднике нищих.
Ему приносят еду: железного сельдя с вывески, золотой огромный калач,
складки желтого бархата. Поэт просит заштопать ему душу и собирается
танцевать перед собравшимися. На него смотрят Человек без уха, Человек
без головы и другие. Тысячелетний старик с кошками призывает собравшихся
гладить сухих и черных кошек, чтобы влить электрические вспышки в
провода и расшевелить мир. Старик считает вещи врагами людей и спорит с
человеком с растянутым липом, который считает, что у вещей другая душа и
их надо любить. Включившийся в разговор В. Маяковский говорит, что все
люди — лишь бубенцы на колпаке у Бога.
Обыкновенный молодой человек пытается предостеречь
собравшихся от необдуманных действий. Он рассказывает о множестве
полезных занятий: сам он придумал машинку для рубки котлет, а его
знакомый двадцать пять лет работает над капканом для ловли блох.
Чувствуя нарастающую тревогу, обыкновенный молодой человек умоляет людей не лить кровь.
Но тысячи ног ударяют в натянутое брюхо площади.
Собравшиеся хотят установить памятник красному мясу на черном граните
греха и порока, но вскоре забывают о своем намерении. Человек без глаза и
ноги кричит о том, что старуха-время родила огромный криворотый мятеж и
все вещи кинулись скидывать лохмотья изношенных имен.
Толпа объявляет В. Маяковского своим князем. Женщины
с узлами кланяются ему. Они приносят поэту свои слезки, слезы и
слезищи, предлагая использовать их как красивые пряжки для туфель.
Большому и грязному человеку подарили два поцелуя.
Он не знал, что с ними делать, — их нельзя было использовать вместо
калош, и человек бросил ненужные поцелуи. И вдруг они ожили, стали
расти, беситься. Человек повесился. И пока он висел, фабрики мясистыми
рычагами шлепающих губ стали миллионами выделывать поцелуи. Поцелуи
бегут к поэту, каждый из них приносит по слезе.
В. Маяковский пытается объяснить толпе, как тяжело
ему жить с болью. Но толпа требует, чтобы он отнес гору собранных слез
своему Богу. Наконец поэт обещает бросить эти слезы темному Богу гроз у
истока звериных вер. Он чувствует себя блаженненьким, который дал мыслям
нечеловеческий простор. Иногда ему кажется, что он петух голландский
или король псковский. А иногда ему больше всего нравится собственная
фамилия — Владимир Маяковский. |