Поэма в 28 песнях, от санскритского оригинала
которой сохранились лишь первые тринадцать с половиной, а остальные
дошли в тибетском и китайском переложениях.
У царя Шуддходаны из рода шакьев, живущего в городе
Капилавасту в предгорье Гималаев, рождается сын Сиддхартха. Рождение
его необыкновенно: дабы не доставлять мучения своей матери Майе, он
появляется из ее правого бока, и тело его украшено счастливыми знаками,
по которым мудрецы предсказывают, что он станет спасителем мира и
учредителем нового закона жизни и смерти. Безмятежно, в ничем не
омраченном благополучии, протекают в царском дворце детство и юность
Сиддхартхи. В положенное время он женится на красавице Яшодхаре, от
которой имеет любимого сына Рахулу. Но однажды Сиддхартха выезжает из
дворца на колеснице и встречает сначала дряхлого старика, затем
раздутого от водянки больного и, наконец, мертвеца, которого несут на
кладбище. Зрелище смерти и страданий переворачивает все мировосприятие
царевича. Окружающая его красота кажется ему безобразием, власть, сила,
богатство представляются тленом. Он задумывается над смыслом жизни, и
поиск конечной истины существования становится его единственной целью.
Сиддхартха покидает Капилавасту и отправляется в долгое странствование.
Он встречается с брахманами, излагающими ему свою веру и учения; шесть
лет проводит в лесу с подвижниками, изнуряющими себя аскезой; царь
Магадхи Бимбисара предлагает ему свое царство, чтобы он смог воплотить
на земле идеал справедливости, — но ни традиционные мудрствования, ни
умерщвление плоти, ни безграничная власть не кажутся ему способными
разрешить загадку бессмысленности жизни. В окрестностях города Гайя под
деревом Бодхи Сиддхартха погружается в глубокое размышление.
Демон-искуситель Мара безуспешно пытается смутить его плотскими
искушениями, воинство Мары швыряет в него камни, копья, дротики,
стрелы, но Сиддхартха даже не замечает их, оставаясь недвижным и
бесстрастным в своем созерцании. И здесь, под деревом Бодхи, на него
нисходит просветление: из Бодхисаттвы, человека, которому суждено быть
Буддой, он становится таковым — Буддой, или Пробужденным,
Просветленным.
Будда направляется в Бенарес и там произносит свою
первую проповедь, в которой учит, что есть страдание, есть причина
страдания — жизнь и есть путь к прекращению страдания — отказ от
хотения, избавление от желаний и страстей, освобождение от мирских уз —
путь отрешенности и духовного равновесия. Странствуя по городам и весям
Индии, Будда вновь и вновь повторяет это учение, привлекая к себе
множество учеников, объединяя тысячи людей в своей общине. Враг Будды
Девадатта пытается его погубить: он сбрасывает на него с горы огромный
камень, но тот раскалывается и не касается его тела; натравливает на
него дикого разъяренного слона, но тот смиренно и преданно припадает к
стопам Будды. Будда поднимается на небо и обращает в свою веру даже
богов, а затем, завершив свою миссию, устанавливает предел своей жизни —
три месяца. Он приходит в город Кушинагару на крайнем севере Индии,
произносит там свое последнее наставление и, навсегда прерывая для себя
бесконечную цепь рождений и смертей, погружается в нирвану — состояние
полного покоя, бестелесного созерцательно бытия. Кости Будды, оставшиеся
после погребального костра, его ученики делят на восемь частей. Семь
уносят цари, явившиеся из дальних пределов земли, а восьмая в золотом
кувшине вечно хранится в Кушинагаре в воздвигнутом в честь Будды храме. |