Роман в прозе, оставшийся недописанным и законченный, по преданию, сыном. Баны — Бхушаной
К царю Шудраке приходит девушка из касты
неприкасаемых (чандалов) и дарит ему говорящего попугая. По просьбе
Шудраки попугай рассказывает, что, будучи птенцом, он едва спасся от
горцев-охотников и нашел убежище в обители мудреца-провидца Джамбади.
Джамбали поведал попугаю о его прошлых рождениях, за грехи которых он
страдает в птичьем облике.
Некогда в городе Удджайини правил царь Тарапида,
долго не имевший детей. Однажды он увидел во сне, как в рот его жены
Виласавати входит полный месяц, и, когда после этого чудесного знамения
у него родился сын, он назвал его Чандрапидой («Увенчанный месяцем»).
Одновременно у министра Тарапиды Шуканасы тоже рождается сын —
Вайшампаяна, и с раннего детства он становится ближайшим другом
Чандрапиды. Когда Чандрапида вырос, Тарапида помазал его в наследники
царства, и Чандрапида вместе с Вайшампаяной во главе могучего войска
отправляется в поход на завоевание мира. После успешного завершения
похода на обратном пути в Удджайини Чандрапида, оторвавшись от свиты,
заблудился в лесу и невдалеке от горы Кайласа на берегу озера Аччхода
увидел скорбящую девушку, занятую суровым подвижничеством. Эта девушка
по имени Махашвета, дочь одного из царей полубогов-гандхарвов,
рассказывает, что однажды во время прогулки встретила двух юных
отшельников: Пундарику, сына богини Лакшми и мудреца Шветакету, и его
друга Капинджалу. Махашвета и Пундарика с первого взгляда полюбили друг
друга, полюбили настолько сильно, что, когда Махашвете пришлось
вернуться к себе во дворец, Пундарика умер, не вынеся даже краткой
разлуки с нею. Махашвета в отчаянии пытается покончить с собой, но с
неба спускается некий божественный муж, утешает ее обещанием
предстоящего свидания с возлюбленным, а тело Пундарики уносит с собою на
небо. Вслед за Пундарикой и его похитителем устремляется в небо
Капинджала; Махашвета же остается жить отшельницей на берегу Аччходы.
Махашвета знакомит Чандрапиду со своей подругой,
тоже царевной гандхарвов, Кадамбари. Чандрапида и Кадамбари влюбляются
друг в друга не менее пылко, чем Пундарика и Махашвета. Вскоре и им
приходится расстаться, так как Чандралида по требованию отца на время
должен возвратиться в Удджайини. Он уезжает, оставив во главе войска
Вайшампаяну, а тот на несколько дней задерживается у Аччходы, где
встречает Махашвету, к которой чувствует непреодолимое влечение.
Тоскующая по Пундарике и разгневанная настойчивым преследованием
Вайшампаяны, Махашвета проклинает его, предрекая, что в будущем
рождении он станет попугаем. И тут же, как только она произнесла
проклятие, юноша умирает.
Когда к Аччходе возвращается Чандрапида и узнает о
печальной участи друга, он сам падает бездыханным на землю. Кадамбари в
отчаянии ищет смерти, но снова внезапно звучит божественный голос,
который повелевает ей отказаться от своего намерения и оставаться у тела
Чандралиды до его предстоящего воскрешения. Вскоре к Кадамбари и
Махашвете спускается с неба Капинджала. Он узнал, что тело Пундарики
унес на небо не кто иной, как бог луны Чандра. Чандра поведал ему, что
своими лучами однажды доставил Пундарике, и так страдающему из-за любви к
Махашвете, новые мучения, и тот проклял его за бессердечие: обрек на
земное рождение, в котором бог луны должен испытать те же, что и
Пундарика, любовные муки. На проклятие Чандра ответил проклятием, по
которому и Пундарика в новом рождении разделит с богом луны его
страдания. Вследствие взаимных проклятий Чандра родился на земле как
Чандрапида, а затем как Шудрака; Пундарика же — сначала как Вайшампаяна,
а затем в облике попугая, который и поведал царю Шудраке историю своих
былых рождений.
Благодаря подвижничеству отца Пундарики Шветакету
срок произнесенных Чандрой, Пундарикой и Махашветой проклятий подходит
к концу. Однажды Кадамбари, повинуясь внезапному порыву, обнимает тело
Чандрапиды. Прикосновение любимой возвращает царевича к жизни; тут же с
небес спускается Пундарика и попадает в объятия Махашветы. На следующий
день Чандрапида и Кадамбари, Пундарика и Махашвета празднуют в столице
гандхарвов свои свадьбы. С тех пор влюбленные уже не разлучаются,
однако Чандра-Чандрапида часть своей жизни (светлую половину лунных
месяцев) проводит на небе в качестве бога луны, а другую часть (их
темную половину) на земле как царь Удджайини. |