Как-то раз пошел один виллан — крестьянин, говоря
по-русски, — с женой в воскресенье к обедне. Поп проповедь читает, мол,
Господь воздаст сторицею за всякий дар от чистого сердца. Идут мужик с
бабой домой, а он и говорит, что, дескать, Буренка у нас не так чтобы
много молока давала, что, если мы ее и отведем в дар Богу-то?! А баба
согласилась, чего же не отдать. Вывел мужичок Буренку из хлева и за
веревочку — к попу: прими, мол, жертву, чем богаты, тем и рады, клянусь,
нечего больше дать-то, нечего. Говорит отец Кон-стан, про себя
радуется: «Ступай с миром, Господь воздаст тебе, твое достояние умножит.
Все бы так радели, так у меня из приходской скотины цельное стадо бы
вышло». Виллан домой, а алчный поп своим командует, чтобы, говорит,
попривыкла Буренка к нашему лугу, завяжите-ка ее с нашей Белянкой.
Связали коров одной веревкой. Которая своя, так той бы траву только
щипать, но чужая ведь домой тянет, да во всю мочь тащит, и через поле,
через лес, по деревне и другим лугом — к себе домой назад, так Белянку
поповскую и затащила. Мужик бабе: «Глянь-ка, говорил ведь батюшка, что
воздается сторицею! Вдвое уже выходит! Хлев просторнее ставить время
приспело». Какую мораль выведем из сей истории? Умному, если на Бога
надеется, пошлется вдвойне и более. А у дурака последнее отнимется.
Главное — чтобы в руку шло. Вон поп: кабы знал, где упадет, — соломки
бы то подтрусил бы!.. |