Гийом де Лоррис ( guillaume de lorris) 1205-1240
Автор 1-й части поэмы (ок.1230 — 1240)
Жан де Мен (jean de meun) ок. 1250 — 1305
Автор 2-й части поэмы (ок.1275 —1280)
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
Поэт видит во сне, как он ранним майским утром,
гуляя, выходит за город, чтобы послушать пение соловья и жаворонка, и
оказывается перед неприступными стенами, которые окружают таинственный
сад. На стенах он видит изображения различных фигур, которые
символизируют Ненависть, Измену, Корыстолюбие, Скупость, Зависть,
Уныние, Старость, Время, Лицемерие и Бедность. Они преграждают ему
дорогу в сад, но Беззаботность, подруга Утехи, впускает его туда через
узенькую дверцу.
Войдя в сад, он видит хоровод, который ведет
Веселье, а среди танцующих узнает Красоту, Богатство, Щедрость,
Великодушие, Любезность и Юность. Он очарован: его окружают прекрасные
цветы и деревья, сказочные птицы оглашают сад любви сладкозвучным
пением, всюду царит радость и беззаботное веселье. Гуляя по саду, он
приходит к источнику Нарцисса, в котором видит зеркальное отражение
всего сада и прекрасные розы. Остановившись перед нераспустившейся
розой, он погружается в созерцание. В это время Амур, вооруженный луком и
стрелами, который все это время следовал за юношей, куда бы тот ни шел,
ранит его пятью стрелами, имена которых — Красота, Простота,
Любезность, Радушие и Миловидность.
Пронзенный стрелами Амура, юноша, пылая нежной
страстью, объявляет себя вассалом Любви. Амур поучает его, как он должен
себя вести, чтобы добиться расположения любимой: ему необходимо
отречься от всего низменного, всецело предаться служению даме сердца,
выказывать верность и щедрость, а также следить за своей внешностью и
манерами. Затем Амур отмыкает своим ключом сердце юноши и знакомит его с
посланцами любви: бедами и благами. Блага любви — это Надежда,
Сладостная Мысль, Сладкоречие, Сладостный Взор.
Ободренный Благосклонным Приемом, влюбленный
приближается к Розе, но он слишком пылок, и его необдуманное поведение
приводит к тому, что появляются стражи Розы: Сопротивление, Страх и
Стыд, которые преграждают ему путь. Ослепленный страстью, юноша упрямо
пытается добиться взаимности любимой, не слушаясь советов Разума,
который, наблюдая за ним со своей высокой башни, призывает к умеренности
и воздержанности. Друг подсказывает влюбленному, как утихомирить
стражей, а Амур посылает ему на помощь Великодушие и Жалость. Но когда
стражи умиротворены и Сопротивление наконец сломлено, на пути юноши
встает Целомудренность. Тогда в дело вмешивается Венера, и благодаря ее
содействию влюбленному удается поцеловать Розу. Это вызывает гнев
стражей: Злоязычие призывает Ревность, они пробуждают Сопротивление и
возводят вокруг Розы неприступный замок, в стены которого заключают
Благосклонный Прием. Юноша сетует на непостоянство Амура и Фортуны и
оплакивает свою горькую участь.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
Слово берет Разум: он осуждает пылкого юношу за то,
что тот поддался любовной страсти, предостерегает его от лживости и
коварства женщин. Лишь по причине своей юности и неопытности
влюбленному прощается его легкомысленное поведение. Разум объясняет
ему, что любовь по самой своей природе служит цели сохранения и
воспроизведения человеческого рода, а сопутствующие ей чувственные
радости не должны становиться самоцелью. Однако в этом падшем мире,
подверженном порокам и страстям, не сама любовь, а лишь любовные
наслаждения привлекают к себе большинство мужчин и женщин. Необходимо
стремиться к наивысшей любви, а это — любовь к ближнему.
Влюбленный разочарован речами Разума и не внемлет
его советам. Он обращается за помощью к Богатству и просит его
освободить из заточения Благосклонный Прием. Но Богатство с негодованием
отказывается, ибо Благосклонный Прием никогда не уделял ему внимания.
Тогда Любовь сама решает взять приступом стены
замка. Среди ее приближенных присутствуют Скрытность и Притворство,
которые пользуются при дворе Любви большим влиянием. Притворство
рассказывает Любви о том, как можно добиться цели, действуя лишь
обманом и лестью. Друг также убеждает юношу в том, что Скрытность и
Притворство — наилучшие союзницы Любви, и он соглашается с ним.
Тем временем Амур собирает войско, чтобы взять
штурмом замок. Желая заручиться поддержкой своей матери, Венеры, он
посылает к ней Великодушие и Сладостный Взор. В воздушной колеснице,
запряженной стаей голубок, Венера спешит на помощь. Она возмущена тем,
что Целомудренность препятствует сближению юноши с Розой, и обещает, что
отныне не потерпит, чтобы женщины столь ревностно хранили целомудрие.
Под предводительством Притворства войско Амура
захватывает замок: Злоязычие побеждено, Благосклонный Прием освобожден
из плена. Но когда влюбленный собирается сорвать Розу, вновь ему
препятствуют Сопротивление, Стыд и Страх.
Все это время Природа в неустанных заботах о
сохранении жизни трудится в своей кузнице. В исповеди перед Гением
Природа говорит о том, что все в этом мире подчинено ее законам. Только
люди в погоне за преходящими плотскими радостями зачастую пренебрегают
одной из ее важнейших заповедей: плодитесь и размножайтесь. Гений
отправляется к войску Любви и передает всем жалобы Природы. Амур
облачает Гения в священнические одежды, вручает ему перстень, посох и
митру, а Венера дает ему зажженную свечу. Все войско, перед тем как идти
на штурм, посылает проклятия Целомудренности. Наконец наступает час
битвы: Гений бросает зажженную свечу на крепостную стену, Венера бросает
на нее свой факел. Стыд и Страх побеждены и обращаются в бегство.
Благосклонный Прием позволяет юноше приблизиться к прекрасной Розе, он
срывает ее и — просыпается. |