Поэма, оставшаяся, как полагают, неоконченной и дополненная позднее
Могучий демон Тарака, которому за совершенные им
аскетические подвиги Брахма в свое время даровал необоримую силу,
устрашает и унижает небесных богов, так что даже их царь Индра вынужден
платить ему дань. Боги молят Брахму о помощи, но тот ничем не может
облегчить их участь и только предрекает, что вскоре у Шивы родится сын,
который единственный способен сокрушить Тараку. Однако у Шивы еще нет
жены, и боги предназначают ему в супруги дочь царя гор Хималая Парвати,
при рождении которой землю осыпал цветочный дождь, предвещающий благо
всему миру, озаряющую своим ликом все стороны света, совмещающую в себе
все что ни есть прекрасного на земле и на небе.
Чтобы снискать любовь Шивы, Парвати отправляется в
его обитель на горе Кайласе, где Шива предается суровому
подвижничеству. Добиваясь его расположения, Парвати преданно заботится о
нем, но, погруженный в глубокое самосозерцание, Шива даже не замечает
ее усилий, бесстрастен и равнодушен к ее красоте и услужливости. Тогда
на помощь ей приходит бог любви Кама, вооруженный луком с цветочными
стрелами. С его приходом в покрытых снегом горах расцветает весна, и
только обитель Шивы чужда ликованию природы, а сам бог по-прежнему
остается неподвижным, безмолвным, глухим и к весенней прелести, и к
обращенным к нему словам любви. Кама пытается пронзить своею стрелой
сердце Шивы и растопить его холод. Но Шива мгновенно сжигает его
пламенем своего третьего глаза. Возлюбленная Камы Рати горько рыдает над
горсткой пепла, оставшейся от ее супруга. Она готова покончить с собою,
разведя погребальный костер, и только голос с неба, возвещающий ей,
что Кама возродится, как только Шива обретет счастье любви, удерживает
ее от исполнения своего намерения.
После сожжения Камы удрученная безуспешностью своих
стараний Парвати возвращается в отчий дом. Сетуя на бессилие своей
красоты, она надеется, что только умерщвление плоти поможет ей достичь
поставленной цели. Переодевшись в грубое платье из лыка, питаясь только
лучами луны и дождевой водой, она предается, подобно Шиве, жестокой
аскезе. Спустя какое-то время к ней приходит молодой отшельник и
пытается отговорить от изнуряющего ее подвижничества, которого
недостоин, по его словам, жестокий, отталкивающий своим равнодушием и
безобразием Шива. Парвати в негодовании отвечает страстной хвалой Шиве,
единственному, кому принадлежат ее сердце и помыслы. Незнакомец
исчезает, и вместо него появляется сам Шива, великий бог, который принял
облик молодого отшельника, чтобы испытать глубину чувств Парвати.
Убедившись в ее преданности, Шива готов теперь стать ей любящим
супругом и слугою.
Он посылает сватами к отцу Парвати Хималаю семерых
божественных мудрецов — риши. Тот назначает свадьбу на четвертый день
после их прибытия, и к ней радостно готовятся жених и невеста. В
свадебной церемонии принимают участие Брахма, Вишну, Индра, бог солнца
Сурья, ее оглашают чудесным пением небесные певцы — гандхарвы, украшают
чарующим танцем небесные девы — апсары. Шива и Парвати восходят на
золотой трон, богиня счастья и красоты Лакшми осеняет их небесным
лотосом, богиня мудрости и красноречия Сарасвати произносит искусно
составленное благословение.
Медовый месяц Парвати и Шива проводят во дворце
царя Хималая, затем отправляются на гору Кайласу и, наконец, уединяются в
чудесном лесу Гандхамадане. Терпеливо и нежно обучает Шива застенчивую
Парвати искусству любовной ласки, и в любовных утехах для них как
одна-единственная ночь проходят сто пятьдесят времен года, или двадцать
пять лет. Плодом их великой любви и должно стать рождение Кумары, бога
войны, известного также под именами Сканды и Карттикеи. |