Пьеса в стихах и прозе
Буря разбила корабль, на котором плыла дочь царя
Ланки (Цейлона) Ратнавали, предназначенная в жены царю ватсов Удаяне.
Ухватившись за доску, Ратнавали спаслась, и, найденную на берегу,ее под
именем Сагарики (от санскритского «сагара» — «океан») отдали на
попечение первой супруге Удаяны царице Васавадатте.
На торжественном празднике в честь бога любви Камы,
который происходит при дворе Удаяны, Сагарика впервые встречается с
царем и влюбляется в него, видя в нем истинное воплощение Камы.
Уединившись в банановой роще, она рисует портрет любимого, и за этим
занятием ее застает ее подруга, служанка царицы Сусамгата. Сусамгата
сразу догадывается о чувствах Сагарики и рядом с портретом Удаяны
дорисовывает на рисовальной дощечке ее собственный портрет. В это время
во дворце поднимается суматоха из-за сбежавшей из клетки разъяренной
обезьяны, и подруги прячутся в роще, в испуге забыв рисовальную
дощечку. Ее находят Удаяна и его шут брахман Васантака. Царь не может
сдержать своего восхищения, любуясь портретом Сагарики, а когда подруги
возвращаются, чтобы забрать рисунок, пылко объясняется Сагарике в любви
и, к великой своей радости, слышит от нее ответное признание.
Едва Сагарика уходит, как появляется Васавадатта и в
свою очередь находит рисовальную дощечку, выроненную Васантакой.
Брахман неуклюже пытается объяснить сходство портретов с Удаяной и
Сагарикой простой случайностью, но царица догадывается о том, что
произошло, и удаляется, охваченная ревностью. Она устанавливает
постоянное наблюдение за Удаяной и Сагарикой, так что Васантаке и
Сусамгате приходится всячески изощряться, чтобы устроить новое свидание
влюбленных. Дабы слуги ничего не заподозрили, они решают переодеть
Сагарику в платье Васавадатты. Однако царица своевременно узнает об
этом и является на свидание первой. Приняв свою супругу за переодетую
Сагарику, царь обращается к ней со словами любви, и Васавадатта, уличив
его в измене и осыпав гневными упреками, быстро уходит. Спустя
некоторое время она, впрочем, начинает раскаиваться, что обошлась с
Удаяной слишком сурово, и возвращается, чтобы помириться с ним. Однако
на сей раз застает мужа обнимающим Сагарику: он только что вынул ее из
петли, так как она хотела покончить счеты с жизнью, узнав о гневе
Васавадатты. Теперь уже Васавадатта и думать не хочет о примирении;
оскорбленная, она повелевает заключить Сагарику под стражу.
Между тем ко двору Удаяны прибывает посол от царя
Ланки и извещает Удаяну, что его повелитель отправил к царю ватсов свою
дочь Ратнавали, которая исчезла после кораблекрушения. Одновременно во
дворце дает представление приглашенный великий маг. Он создает иллюзию
появления во дворцовой зале богов Шивы, Вишну, Брахмы и Индры, полубогов
— гандхарвов и сиддхов. Вдруг вспыхивает пожар. Удаяна бросается во
внутренние покои дворца и на руках выносит оттуда Сагарику.
Оказывается, внезапный пожар — тоже иллюзия мага, но, ко всеобщему
удивлению, посол с Ланки узнает в вынесенной из пожара Сагарике свою
царевну — Ратнавали. Мудрый министр Удаяны Яугандхараяна объясняет
присутствующим, что происшедшие события: исчезновение Ратнавали,
появление ее во дворце под именем Сагарики, возникшее у Удаяны и
Сагарики-Ратнавали страстное влечение друг к другу, — все это плоды его
замысла заключить между царем ватсов и царевной Ланки брак по любви —
брак, который, по предсказанию святых мудрецов, обеспечит Удаяне власть
над всем миром. Теперь для такого брака не осталось никаких препятствий. |