Из сборников повестей эпохи Мин (XIV-XVII вв.)
В давнюю, давнюю пору неподалеку друг от друга жили
мудрец-даос Чжуанцзы и некий Мо Гуан, почтенного возраста богатый
селянин. А в деревне обретался сирота, нашедший приют у чужих людей. Его
и звали Подкидыш. Рос он невеждой, но на него обратил внимание даос и
велел ежедневно повторять даосское заклятие, дабы обрести радость во
сне.
Подкидыш раз сто повторил таинственные слова, и
привиделся ему сон. Будто он — образованный вельможа и зовется не
Подкидыш, а Цветущий. И призван ко двору, и написал доклад, высоко
оцененный государем. Ездит на гордом коне со свитой. Но тут он
проснулся, и видение исчезло.
Как раз в это время богачу Мо понадобился пастух.
Он и нанял Подкидыша. Перебрался тот в новое жилище и опять перед сном
повторил даосское заклятие. И вновь ему тот же сон привиделся, ровно с
того места, на котором прошлым утром прервался.
Так и текла жизнь парня: днем он пас волов, а ночью
становился важным вельможей, даже с царской дочерью породнился. Как-то
во сне повстречался он с ученым книжником и высокомерно похвалился перед
ним своей счастливой судьбой. Проснулся, а наяву со стадом беда
приключилась: волы погибли.
Решил Подкидыш; коли во сне радость, в жизни одни
огорчания — и перестал читать заклятие. Но тотчас и во сне счастье от
него отвернулось, а наяву неудачи продолжались: хозяйская ослица
занемогла. Отправился пастух в горы набрать ей целебных трав и под
кустом клад обнаружил. Поделился он богатством со своим хозяином, а тот
его в дом взял и усыновил.
Теперь все переменилось: днем юноша
благоденствовал, зато во сне его терзали кошмары. Богач Мо даже лекаря к
нему позвал. Им оказался тот самый даос, что научил юношу заклятью.
Объяснил он, что таким способом хотел внушить ему понятие о
несовершенстве жизни.
И тогда пришло к Приемышу настоящее прозрение.
Решил он бросить богатство и уйти с даосом. Оба они исчезли, как облака в
небе. Верно, юноша сделался небожителем. |