Поэма, заимствующая один из сюжетов «Махабхараты»
В Двараку, столицу рода ядавов, является
божественный мудрец Нарада и передает Кришне, вождю ядавов и земному
воплощению бога Вишну, послание от царя богов Индры с просьбой
расправиться с царем страны Чеди Шишупалой, который своими злыми
деяниями и замыслами угрожает богам и людям. Брат Кришны пылкий Бадарама
предлагает немедленно напасть на Шишупалу. Но мудрый советник ядавов
Уддхава, знаток искусства политики, советует Кришне быть сдержанным и
подождать подходящего повода для начала войны. Такой повод в конце
концов представляется, когда Кришна получает приглашение посетить только
что выстроенную столицу пандавов Индрапрастху, где должна состояться
коронация старшего среди братьев-пандавов Юдхиштхиры.
Во главе большого войска Кришна выступает из
Двараки в Индрапрастху. Его сопровождают вассальные цари и царицы,
возлежащие в роскошных паланкинах, придворные на лошадях и ослах,
множество гетер, танцовщиц, музыкантов и простых горожан. Войско
проходит по берегу океана, ласкающего волнами прекрасную Двараку, словно
свою невесту, и у подножия горы Райватака, по одну сторону которой
садится солнце, а по другую восходит месяц, делая ее похожей на слона,
со спины которого свисают два блестящих колокольчика, останавливается
на отдых. И когда солнце погружается в океан, воины и придворные,
знатные женщины и простолюдинки, словно бы подражая ему, совершают
вечернее омовение. Наступает ночь, которая стала для всех, кто был в
лагере ядавов, ночью любовных утех и утонченных страстных наслаждений.
Наутро войско переправляется через реку Ямуна, и
вскоре улицы Индралрастхи заполняет восторженная толпа женщин, вышедших
полюбоваться красотой и величием Кришны. Во дворце его почтительно
приветствуют пандавы, а затем наступает время торжественной коронации
Юдхиштхиры, на которой присутствуют цари из всех пределов земли, в числе
их и царь Шишупала. После коронации каждому из гостей положено
поднести почетный дар. Первый и самый лучший дар дед пандалов —
справедливый и мудрый Бхишма предлагает поднести Кришне. Однако как раз
на этот дар спесиво претендует Шишупала. Он обвиняет Кришну в тысяче
грехов и преступлений, среди которых называет, в частности, похищение
Кришной его невесты Рукмини, осыпает вождя ядавов дерзкими
оскорблениями и, наконец, посылает ему и его войску вызов на битву.
Теперь Кришна получает моральное право выполнить просьбу Индры: не он, а
Шишупала оказался зачинщиком ссоры. В последующем сражении ядавы
одерживают победу над армией чеди, а Кришна в завершение сражения
сносит своим боевым диском голову Шишупале. |