Комедия
Эта комедия в переводе имеет и другое название —
«Человеконенавистник». Главный ее персонаж, крестьянин Кнемон, в конце
жизни изуверился в людях и возненавидел буквально весь мир. Впрочем,
брюзгою он был, вероятно, от рождения. Ибо жена бросила его именно за
дурной нрав.
Живет Кнемон в деревне, в Аттике, близ Афин.
Обрабатывает скудное поле и растит дочь, которую любит без памяти. Рядом
живет и его пасынок Горгий, который, несмотря на дурной нрав отчима,
относится к нему хорошо.
Сострат, богатый молодой человек, случайно
увидавший дочь Кнемона, влюбляется в нее и предпринимает всевозможные
попытки познакомиться с прекрасной скромной девушкой, а заодно — и с ее
нелюдимым отцом.
В начале первого действия лесной бог Пан (его
пещера-святилище находится тут же, неподалеку от дома и поля Кнемона)
сообщает зрителям краткую предысторию грядущих событий. Кстати, это
именно он сделал так, что Сострат влюбился в дочь нелюдимого брюзги.
Херея, приятель и приживал Сострата, советует
влюбленному действовать решительно. Впрочем, оказывается, что Сострат
уже послал на разведку в усадьбу Кнемона раба Пиррия, который к моменту
нашего действия возвращается в панике; Кнемон прогнал его самым
недвусмысленным образом, забросав землей и камнями…
На сцене появляется Кнемон, не замечая присутствующих, и говорит сам себе:
«Ну, разве не был счастлив, и вдвойне притом,
Персей? Во-первых, обладая крыльями,
Он ото всех, кто землю топчет, скрыться мог.
А во-вторых, любого, кто в докуку был,
Мог в камень обратить. Вот если б мне теперь
Такой же дар! Лишь каменные статуи
Кругом стояли молча бы, куда ни глянь».
Увидев Сострата, робко стоящего неподалеку, старик
произносит гневно-ироническую тираду и уходит в дом. Тем временем на
сцене появляется дочь Хнемона с кувшином. Ее няня, черпая воду, уронила
ведро в колодец. А к возвращению отца с поля вода должна быть нагрета.
Стоящий тут же Сострат (он ни жив ни мертв от
счастья и волнения) предлагает девушке помощь: он принесет воду из
источника! Предложение принято благосклонно. Знакомство состоялось.
Присутствие Сострата обнаруживает Дав, раб Горгия.
Он предупреждает хозяина: неподалеку «пасется» некий юнец, явно
«положивший глаз» на сестру Горгия. А честные ли у него намерения —
Неизвестно…
Входит Сострат. Горгий, не только порядочный и
трудолюбивый, но и решительный юноша, сперва неправильно его оценив
(«Сразу видно по глазам — подлец»), решает все же побеседовать с
пришельцем. И после разговора, как человек умный, понимает свою
первоначальную ошибку. Вскоре оба проникаются взаимной симпатией.
Горгий честно предупреждает влюбленного, сколь
трудно будет договориться с его отчимом — отцом девушки. Но,
поразмыслив, решает помочь Сострату и дает ему ряд советов.
Для начала, чтобы «войти в образ», богатый юноша
целый день самоотверженно отдается непривычным для него полевым работам,
дабы подозрительный Кнемон решил: Сострат — бедняк, живущий собственным
трудом. Это, надеются оба юноши, хоть немного примирит старика с
мыслью о возможном замужестве любимой дочери.
А в святилище Пана родственники Сострата и он сам
готовятся к торжественным жертвоприношениям. Шум священных
приготовлений (вблизи его дома!) выводит Кнемона из себя. А когда
сначала раб Гета, а затем повар Сикон стучатся к нему в дверь с просьбой
одолжить кое-какую посуду, старик окончательно приходит в неистовство.
Вернувшийся с поля Сострат так изменился за день
(загорел, от непривычного труда сгорбился и еле передвигает ноги), что
даже рабы не узнают своего хозяина. Но, как говорится, нет худа без
добра.
Возвращается с поля и Кнемон. Он ищет ведро и
мотыгу (и то и другое старая служанка Симиха уронила в колодец). Между
тем Сострат и Горгий уходят в святилище Пана. Они уже почти друзья.
Кнемон в гневе сам пытается спуститься в колодец,
но гнилая веревка обрывается, и злобный старик падает в воду. Об этом
воплем возвещает выбежавшая из дому Симиха.
Горгий понимает: настал «звездный час» Сострата! Вдвоем они вытаскивают охающего и ругающегося Кнемона из колодца.
Но именно Сострату приписывает умный и благородный
Горгий ведущую роль в спасении сварливого старца. Кнемон начинает
смягчаться и просит Горгия в дальнейшем взять на себя заботы о
замужестве сестры.
Сострат в ответ предлагает Горгию в жены свою сестру. Сначала честный юноша пытается отказываться:
«Непозволительно,
Женив тебя на собственной сестре, твою взять в жены».
Добропорядочного юношу смущает и то, что он беден, а семья Сострата — люди богатые:
«Несладко мне
Чужим добром кормиться незаслуженно.
Свое нажить хочу».
Недоволен сперва перспективой второго «неравного
брака» и Каллипид — отец Сострата. Но в конце концов и он дает согласие
на обе свадьбы.
Сдается, наконец, и Кнемон: брюзга даже
соглашается, чтобы рабы отнесли его в святилище Пана. Завершается
комедия словами одного из рабов, обращенными к зрителям:
«Порадуйтесь, что старика несносного
Мы одолели, щедро нам похлопайте,
И пусть Победа, дева благородная,
Подруга смеха, будет к нам всегда добра».
дает возможность представить следующее: Габротонон
узнает Памфилу (они встречались на том злополучном празднике
Таврополий), а обиженная и обесчещенная жена Харисия узнает его перстень
и понимает: виновник ее несчастья — собственный муж!
А Харисий пока знает лишь то, что его жена — мать
незаконнорожденного ребенка. В то же время он понимает, что и сам
далеко не безупречен и не вправе столь сурово судить Памфилу. Но тут
появляется добрая Габротонон и рассказывает Харисию все, что знает.
Непутевый юноша-гуляка счастлив: у них с Памфилой есть сын!
Радостью сменяется и недовольство Смикрина: он стал
счастливым дедом пятимесячного внука! Все довольны и даже счастливы.
Так благополучно, как и положено, завершается комедия.
Ю. В. Шанин |