Пьеса в стихах и прозе, основанная на содержании последней книги «Рамаяны»
Освободив Ситу из заточения на Ланке и убив ее
похитителя царя демонов Равану, Рама вместе с женой возвращается в
Айодхью, где теперь безмятежно и счастливо протекают дни их жизни. В
один из таких дней Сита и Рама осматривают картинную галерею, на многих
полотнах которой запечатлена их былая судьба. Печальные события прошлого
чередуются на картинах с радостными, слезы на глазах супругов
сменяются улыбкой, пока утомленная вновь пережитыми волнениями Сита не
засыпает на руках растроганного Рамы. И как раз в этот момент появляется
царский слуга Дурмукха, который сообщает о недовольстве среди народа,
порицающего Раму за то, что он принял обратно жену, запятнавшую свою
честь пребыванием в доме царя демонов. Долг любящего супруга,
уверенного в чистоте и верности Ситы, требует от Рамы презреть ложные
подозрения, но долг государя, идеалом которого является Рама,
повелевает ему изгнать Ситу, возбудившую ропот подданых. И Рама — как
это ему ни горько — вынужден приказать своему брату Лакшмане увезти Ситу
в лес.
Проходит двенадцать лет. Из рассказа лесной нимфы
Васанти мы узнаем, что Сита ушла в изгнание беременной и вскоре родила
двух близнецов Кушу и Лаву, которых воспитал в своей обители мудрец
Вальмики; что ее взяли под свое покровительство богини Земли и реки
Ганги, а речные и лесные нимфы стали ее подругами; и что при всем том ее
постоянно терзают и обида на Раму, и тоска по нему. Между тем в лес
Дандаку, где живет Сита, дабы покарать некоего вероотступника, который
мог бы для других послужить дурным примером, приходит Рама. Окрестности
Дандаки знакомы ему по давнему изгнанию в лес вместе с Ситой и
пробуждают у него мучительные воспоминания. Такими же, как прежде,
кажутся Раме дальние горы, с которых, как и тогда, доносятся крики
попугаев; все те же поросшие кустарником холмы, где скачут резвые лани;
так же ласково что-то шепчут шуршанием тростника берега реки. Но раньше
рядом с ним была Сита, и царь с грустью замечает, что потускнела не
только его жизнь — бег времени иссушил уже русло реки, поредели пышные
кроны деревьев, пугливыми и настороженными выглядят птицы и звери. Рама
изливает свою скорбь в горьких сетованиях, которые слышит, склонившись
над Рамой, невидимая для него Сита. Она убеждается в том, что Рама, так
же как и она, тяжко страдает, лишь прикосновением своей руки дважды
спасает его от глубокого обморока, и постепенно негодование сменяется у
нее жалостью, обида — любовью. Еще до предстоящего примирения с Рамой
она признается себе, что «жало постыдного изгнания» вырвано из ее
сердца.
Спустя некоторое время живущие в лесу отшельниками
отец Ситы Джанака и мать Рамы Каушалья встречают мальчика, который
удивительно похож на Ситу. Этот мальчик действительно один из сыновей
Ситы и Рамы — Лава. Вслед за Лавой появляется сын Лакшманы Чандракету,
сопровождающий священного коня, который по обычаю царского
жертвоприношения — ашвамедхи должен в течение года бродить, где ему
вздумается, обозначая границы царских владений. Лава дерзко пытается
преградить путь коню, и Чандракету, хотя и испытывает безотчетную
родственную симпатию к незнакомцу, вступает с ним в поединок. Поединок
прерывает оказавшийся неподалеку Рама. В волнении вглядывается Рама в
черты Лавы, напоминающие ему Ситу и его самого в юности. Он
расспрашивает его, кто он, откуда пришел и кто его мать, и Лава отводит
Раму в обитель Вальмики, чтобы тот ответил на все его расспросы.
Вальмики предлагает Раме, а также Лакшмане, родичам
Рамы и его подданным посмотреть сочиненную им пьесу о жизни Рамы. Роли в
ней играют боги и полубоги, и по ходу пьесы, в которой прошлое все
время переплетается с настоящим, непреложно утверждаются невиновность и
чистота Ситы, верность Рамы царскому и супружескому долгу, глубина и
нерушимость их взаимной любви. Убежденный божественным представлением
народ восторженно славит Ситу, и наконец-то происходит ее полное и
окончательное примирение с Рамой. |