Эпическая поэма, перелагающая легенду о Нале и Дамаянти из «Махабхараты»
Посреди Индии в горах Виндхья расположена страна
Нишадха, и владыкойее был благородный и великодушный царь Нала.
Неподалеку от Нишадхи находилась другая страна — Видарбха, и там у царя
Бхимы родилась дочь Дамаянти, красавица, равной которой не было ни
среди богов, ни среди смертных. В окружении Налы придворные часто
славили красоту Дамаянти, в окружении Дамаянти столь же часто восхваляли
достоинства Налы, и молодые люди, еще не встретившись, полюбили друг
друга. Однажды в царском саду Нале удается поймать златоперого гуся,
который обещает, если Нала его отпустит, полететь в Видарбху и
рассказать Дамаянти о его любви. Нала отпускает гуся, и тот, выполнив
свое обещание, прилетает обратно в Нишадху и, к великой радости Налы,
оповещает его об ответной любви Дамаянти.
Когда Дамаянти вошла в пору цветущей юности, царь
Бхима по ее просьбе назначает для нее сваямвару — свободный выбор жениха
невестой. На сваямвару Дамаянти, привлеченные слухом о ее красоте и
прелести, поспешают не только цари из всех пределов земли, но и многие
небожители. На пути в Видарбху царь богов Индра, бог огня Агни, владыка
вод Варуна и бог смерти Яма встречают Налу и просят его быть их
посланцем, который предложил бы Дамаянти выбрать себе в мужья кого-либо
из них четверых. Как ни горько Нале принять на себя такое поручение, из
чувства почтения к богам он добросовестно его исполняет. Однако
Дамаянти, выслушав нишадхца, утешает его признанием, что он ей дорог
больше любого бога и она выберет в женихи только его. Божественным
зрением проникнув в намерения Дамаянти, Индра, Агни, Варуна и Яма —
каждый принимает на сваямваре облик Налы, и Дамаянти, поскольку царь
Нишадхи и сам стоит рядом с богами, приходится выбирать между пятью
Налами. Сердце подсказывает ей правильное решение: она отличает богов по
их немигающему взору, по невянущим цветочным венкам, по незапыленным
ногам, не касающимся земли, и решительно указывает на истинного Налу — в
увядшем венке, покрытого пылью и потом. Все соискатели руки Дамаянти, и
боги, и цари, признают ее выбор, восхваляют глубину ее чувства,
преподносят жениху и невесте богатые дары; и только злой дух Кали, также
явившийся на сваямвару, проникается ненавистью к Нале и клянется ему
отомстить. Впрочем, рассказ о мести Кали: его вселении в душу Налы,
проигрыше Налой царства и всего, что ему принадлежит, во время игры в
кости, его безумии и скитаниях по лесу, разлуке с Дамаянти и
воссоединении с нею лишь после многих бедствий и страданий — рассказ,
подробно поведанный в «Махабхарате», — остается вне рамок поэмы
Шрихарши. Она в отличие от «Махабхараты» заканчивается описанием
торжественной свадьбы Налы и Дамаянти и их счастливой любви. |