Песнь о Хюмире
Раз боги с охоты возвращаются с добычей и пир
затевают, и котла не хватает им. И вот бог Тюр по дружбе Тору, Одина
сыну, совет дает добрый: «Живет на востоке… Хюмир премудрый» и хранит он
«котлище великий, с версту глубиной».
И вот Тюр и Тор в путь отправляются и, прибыв к месту, козлов своих в стойло ставят, а сами в палаты идут.
Вот появляется Хюмир в палатах, и гости навстречу
выходят ему. Хюмир же балку ломает, котлы с нее — счетом восемь —
падают, и один только цел остается. Затем трех быков круторогих на стол
подают, а Тор целых двух съедает.
Наутро в море идет вместе с Хюмиром Тор, удилища
взяв. Насаживает на крючок Тор-победитель голову бычью, в воду
забрасывает, а змей, что мир людской опоясал, пасть разевает и
заглатывает наживку. Тащит Тор его смело и начинает колотить его,
отчего ревет змей и на дно вновь уходит. Хюмир же двух китов, этих
вепрей прибоя, поймал, и вот уже к берегу правят они. На берегу же, силу Тора проверить желая, приказывает ему Хюмир китов до двора донести.
Доносит Тор китов. Но и этого мало Хюмиру, чтоб
силу Тора проверить. Просит он его кубок разбить, и Тор с силой в
каменный столб кубок мечет, «…раздроблен был камень кубком на части, но
без трещин кубок вернулся к Хюмиру». Тут совет вспоминает Тор: надо в
голову Хюмира, ётуна-великана, кубок метнуть, ибо череп его крепче
камня. И правда, о голову Хюмира разбивается кубок. Согласен тут великан
котел свой отдать, но условием ставит, чтобы искатели котла сами, без
чьей-либо помощи, унесли его. Тюр даже сдвинуть котел не может, Тор же
берется за край котла, на голову его надевает и идет, бренча о пятки
котельными кольцами.
Недалеко отъезжают они, как, обернувшись, видят,
что с Хюмиром вместе идет за ними «войско могучее многоголовых». Тогда
Тор, сбросив котел, поднимает молот свой Мьёлльнир и всех убивает.
К асам-богам Тор возвращается с котлом, «и асы теперь каждую зиму досыта пили пиво».
Песнь о Трюме
Тор ото сна встает разъяренный и видит, что молот
Мьёлльнир пропал у него. Локи, хитрому богу, говорит он о пропаже
своей, а потом идут они к дому Фрейи и просят наряд ее из перьев, чтобы
молот сыскать. Дает наряд Фрейя, и шумит перьями Локи, улетая из края
асов-богов в край, где живут ётуны-великаны.
Трюм-великан сидит на кургане и из золота плетет
ошейник» псам. Видит он Локи и спрашивает его, зачем он в Ётунхейм
прибыл. А Локи в ответ ему, не он ли Хлорриди-Тора молот запрятал? Трюм
отвечает, что он молот запрятал и отдаст его только тогда, когда в жены
ему Фрейю прекрасную отдадут.
Летит Локи обратно и Тору все говорит. Тогда идут
они оба к Фрейе, просятее наряд надеть брачный и с ними вместе в
Ётунхейм ехать. Но Фрейя отказывается наотрез.
Тогда боги-асы на тинг собираются — думают, как им
молот Тора вернуть. И решают брачный наряд на Тора надеть: пышным убором
голову накрыть, а грудь украсить ожерельем Брисингов-карликов. Локи ж
служанкой Тора в Ётунхейм соглашается ехать.
Завидев их, Трюм говорит, чтоб столы застилали для
пира. На пиру Трюм желает невесту поцеловать, но, откинув покров, видит,
что сверкают глаза у нее и «пламя из них ярое пышет». Служанка разумная
на то отвечает, что «восемь ночей без сна была Фрейя», так торопилась
она в край великанов приехать. И вот в нетерпении Трюм, ётунов конунг,
приказывает Мьёлльнир нести и на колени невесте его положить, чтобы
скорей союз их с ней заключить. Хлорриди-Тор радостно молот могучий
хватает и род исполинов весь, вместе с Трюмом, истребляет. «Так Тор
завладел молотом снова». |