Роман
Царевич Кандарпакету, сын царя Чинтамани, видит во
сне незнакомую девушку и страстно в нее влюбляется. Вместе со своим
другом Макарандой он отправляется на ее поиски. Однажды ночью,
оказавшись в окрестностях гор Виндхья, он случайно подслушивает
разговор двух птиц. Одна из них, майна, упрекает другую, своего
возлюбленного попугая, в долгой отлучке и высказывает подозрение, что
он изменял ей с другой майной, с которой теперь вернулся в лес. Попугай
в оправдание рассказывает, что он побывал в городе Паталипутре, где
царь Шрингарашекхара, желая выдать свою дочь Васавадатту замуж, устроил
для нее сваямвару — свадебный обряд выбора жениха невестой. На
сваямвару собралось множество царственных соискателей, но Васавадатта
всех их отвергла. Дело в том, что накануне сваямвары она тоже видела 'bo
сне прекрасного царевича, которого сразу же полюбила и только за него
решила выйти замуж. Узнав, что зовут этого царевича Кандарпакету, она
послала на его розыски свою домашнюю майну Тамалику. Желая помочь
Тамалике в ее нелегком задании, попугай прилетел с ней в горы Виндхья.
Услышав рассказ попугая, Кандарпакету вмешивается в
разговор птиц, знакомится с Тамаликой, и та передает ему устное
послание Васавадатты, в котором царевна просит его поскорее свидеться с
нею. Кандарпакету и Макаранда направляются в Паталипутру и проникают во
дворец Васавадатты. Там они узнают, что царь Шрингарашекхара, не
считаясь с желанием дочери, непременно хочет выдать ее за царя духов
воздуха — видьядхаров. Тогда Кандарпакету решает бежать с Васавадаттой,
и волшебный конь Маноджива переносит их из Паталипутры обратно в горы
Виндхья, где влюбленные проводят ночь.
Проснувшись на рассвете, Кандарпакету, к своему
ужасу, обнаруживает, что Васавадатта исчезла. После долгих бесплодных
поисков Кандарпакету приходит на берег океана и в отчаянии хочет
броситься в его воды. В последний момент его удерживает от самоубийства
божественный голос, обещающий ему скорую встречу с возлюбленной. В
течение нескольких месяцев Кандарпакету бродит по прибрежным лесам,
поддерживая жизнь одними плодами и кореньями, пока однажды в начале
осени не наталкивается на каменное изваяние, похожее на его любимую. В
любовной тоске Кандарпакету касается изваяния рукой, и оно становится
живой Васавадаттой.
На расспросы Кандарпакету Васавадатта рассказывает,
что в утро их разлуки она пошла собрать им для еды плоды деревьев.
Углубившись в лес, она неожиданно повстречалась с расположившимся
лагерем войском, и за нею погнался его предводитель. Но тут же
появилось еще одно войско — горцев-киратов, и его вождь тоже стад
преследовать Васавадатту. Оба военачальника, а вслед за ними и их воины,
ради обладания Васавадаттой вступили в сражение и полностью истребили
друг друга. Однако еще по ходу битвы они безжалостно опустошили обитель
отшельников, находящуюся поблизости, и святой глава этой обители, сочтя
Васавадатту виновницей случившегося, проклял ее, обратив в каменное
изваяние. Срок проклятия должен был кончиться — как и случилось на
самом деле, — когда изваяния коснется будущий супруг царевны.
После долгожданной и счастливой встречи
Кандарпакету и Васавадатта направляются в столицу царства Кандарпакету.
Там их уже ждет Макаранда, и оба царя-отца, Чинтамани и
Шрингарашекхара, торжественно празднуют свадьбу сына и дочери, отныне
навсегда избавившихся от всех тревог и бедствий. |