(Axel og Valborg)
Трагедия (1808)
Действие пьесы от начала и до конца происходит в
торжественной обстановке Тронхеймского собора в Нидаросе, средневековой
столице Норвегии. По сторонам сцены — погребальные ниши, в центре —
гробница Харальда, деда правящего короля Хакона Широкоплечего. Ближе
всего к зрителям на переднем плане — массивные храмовые колонны, на
одной из них выведены вензели «А» и «В» — Аксель и Вальборг, имена
героев пьесы, любовь которых обречена — они сводные брат и сестра, и их
матери похоронены тут же в соборе.
Впрочем, «женихом и невестой» Акселя и Вальборг
дразнили еще в раннем детстве, когда же позже их дружба стала
перерастать в любовь, Акселя поспешили удалить за границу в германские
земли, где он вместе с баварским герцогом Генрихом Львом успешно воевал с
вендами и из безусого юноши превратился в храброго и самоуверенного
воина.
Аксель — идеальный герой, и он, конечно, не забыл
Вальборг, Привыкнув к победам, он не отступился от возлюбленной и
добился от римского папы Адриана разрешения на брак — папская булла
разрывает его с Вальборг кровное родство.
Полный радужных ожиданий, Аксель возвращается на
родину. Явившись к Вальборг в обличии старика, он проверяет ее чувство
и, убедившись в ее верности (Вальборг каждое утро вешает на колонну с
вензелями свежие венки), требует от короля Хакона отдать возлюбленную
ему в жены. Но король тоже претендует на руку красавицы Вальборг и
считает ее своей по праву, он — ее защитник и опекун. Требование Акселя
он считает противоестественным, узнав же о полученном разрешении,
собирается решить дело силой, но позволяет уговорить себя своему
духовнику — злокозненному доминиканскому монаху Кнуду, — тот обещает не
допустить брака Акселя с Вальборг при помощи церковного крючкотворства.
В самом деле, Кнуд весьма убедительно доказывает
епископу Эрланду, что папское разрешение, данное Акселю, не имеет силы:
жених и невеста — брат и сестра не только по крови, но еще и по
крещению: Акселя окрестили только в пятилетнем возрасте вместе с
родившейся тогда же Вальборг, а на разрыв этой связи папа разрешения не
давал. Епископ с сожалением вынужден признать справедливость доводов
Кнуда — они документально подтверждены записями в церковной книге. С
тяжелым сердцем он приступает к иному, нежели венчание, обряду —
церемонии разлучения жениха и невесты: Аксель и Вальборг берутся за
противоположные концы полотна, и оно разрубается между ними ударом меча,
который наносит монах Кнуд.
Аксель и Вальборг в отчаянии: вторичное обращение к
папе невозможно — папа Адриан умер, а новый глава церкви по
политическим соображениям больше благоволит к королю. Судьба, таким
образом, вновь оборачивается против влюбленных. Попрощавшись в соборе
наедине, они как добрые христиане смиряются со своей участью, пообещав
друг другу воссоединиться вместе на небесах.
Но такой конец дела неугоден исполненному симпатии к
молодым епископу Эрланду. В юности он пережил сходную трагедию — его
разлучили с любимой, которую против воли выдали за другого. Чувство
Эрланда разделяет и друг Акселя Вильгельм — мрачного вида молодой воин,
прибывший с Акселем из-за границы. По собственному признанию Вильгельма,
он — «помесь овцы и волка»: сын бывшей возлюбленной Эрланда Элеаноры и
некоего Рудольфа. Вильгельм обещал своей покойной матери передать ее
сердечному Другу последнее «прости» и поэтому оказался в компании с
Акселем отнюдь не случайно.
Исполненные благих намерений, епископ Эрланд и
Вильгельм мстят безличной и равнодушной к страданиям людей судьбе. Они
прибегают к так называемому «благочестивому обману». Епископ выдает
Вильгельму золотой шлем, плащ и железное копье похороненного в
Тронхеймском соборе Святого Олафа, призрак которого, согласно поверьям,
время от времени появляется ночью в храме, Явившись в собор в полночь в
облачении мертвого короля, Вильгельм приказывает склонившейся перед ним в
благоговении охране удалиться из церкви, а усомнившегося в чуде и
заподозрившего обман монаха Кнуда пронзает мечом за неверие (перед
смертью в раскаянии монах и в самом деле признается, что не верит не
только в чудеса, но даже в бессмертие души). Вальборг, которую должны
повенчать наутро с королем Хаконом, оказывается таким образом на
свободе, и Аксель может увезти ее на приготовленной к бегству ладье.
Но Аксель опять бросает вызов уготованной ему
судьбе. Он не может покинуть короля Хакона. Как раз в это утро в Нидарос
вступает со своей немалой дружиной претендент на престол Эрлинг.
Дальний родич короля, Аксель связан с ним узами верности и чести, вассал
должен защищать своего господина.
Король Хакон поражен благородством поступка Акселя,
В тряпице, которой тот перевязывает его рану, Хакон узнает отрубленный
при обряде разлучения жениха и невесты кусок полотна. Но не хочет ли
Акседь, воздавая Хакону добром за его зло, тем самым его унизить? Аксель
разуверяет короля — тот хотел взять себе Вальборг по сердечному
влечению, Аксель знает, как велика сила любви, и не мстит королю, его
намерения чисты — защищая короля, он исполняет свой долг и надеется, что
тот отплатит ему добром за добро.
В этот момент в собор врываются воины Эрлинга. Под
предлогом, что боевой шлем раненого слишком для него тяжел, Аксель
водружает его на свою голову. Он и король обороняются от нападающих,
пока к ним не подоспевает подмога — биркебейнеры (воины-лапотники,
своего рода народное ополчение). Но уже поздно. Смертельно раненный
Аксель (его таки приняли за короля) умирает с именем возлюбленной на
устах. Вызванная для последнего прощания Вальборг находит Акселя уже
мертвым, она просит его друга-германца спеть ей народную балладу, допеть
которую ей самой ни разу еще не удавалось из-за душивших ее слез.
Вильгельм исполняет балладу под собственный аккомпанемент на арфе:
Рыцарь Ore приезжает на остров свататься к своей
милой Эльсе, но ровно через месяц болезнь сводит его в могилу. Эльсе
горюет и плачет по жениху, и сила ее горя столь велика, что она
поднимает лежащего в гробу мертвеца. Взвалив гроб на плечи, он стучится в
дверь дома Эльсе, но она не впускает его, требуя, чтобы прежде он
произнес имя Господа. Ore не исполняет ее требования, но обещает Эльсе,
что она будет помнить его и в радости и в печали. Кричит петух — Ore
пора в могилу. Ore исчезает, а Эльсе горюет и оплакивает его, пока ровно
через месяц болезнь не сводит в могилу и ее тоже.
Допев песню до конца, Вильгельм замечает, что
прильнувшая к телу Акселя Вальборг мертва. Входящий в храм оруженосец
Вильгельма объявляет: только что погиб в сражении король Хакон. Злая
судьба, таким образом, не минует в трагедии никого.
Король Хакон Широкоплечий, реальное историческое лицо, действительно погиб в битве с Эрлингом в 1162 г. |