(Hakon Jarl Hin Rige)
Трагедия (1805)
Норвегия конца X в. Ярл Хакон, подчинивший себе
страну, мечтает о королевском сане: из ярла — свободного и видного
военачальника он хочет превратиться в короля, чья власть освящена
династической традицией и народной привычкой, то есть бесспорна. Но на
пути у ярла — Олаф, правнук первого короля и объединителя Норвегии
Харальда Прекрасноволосого. И хотя Олаф живет далеко — он правит
завоеванной викингами Ирландией, — покуда он жив, власть Хакона под
угрозой: это понимают и стар и млад, все норвежцы.
Хакон уже заказал себе корону. Правда, во время
примерки она оказывается велика и буквально «застит» ему глаза — кузнец
Бергтор изготовил ее по образцу королевского венца Харальда
Прекрасноволосого и менять размеры не собирается: пусть претендент
дорастет до короны, иначе носить ее он имеет право не больше, чем
кривляка-раб Гриб, успевший примерить корону до Хакона и произнесший при
этом весьма удачную тронную речь.
Случай заставляет Хакона действовать. Он узнает,
что Олаф — в Норвегии, правитель Ирландии зашел на родину с небольшой
дружиной. Он направляется в Гардарике (Русь), куда спешит к сыну
умершего князя Вальдемара (Владимира), чтобы помочь ему утвердиться на
княжестве. Хакон действует тонко и осторожно: он посылает к Олафу
небольшое посольство — молодых двоюродных братьев его и своего
ближайшего помощника купца Клаке. Последний, улавливая невысказанное
желание господина, провоцирует Олафа — в Норвегии неспокойно, народ
Хаконом недоволен и в любую минуту готов восстать. Достойный потомок
своих славных предков, Олаф мог бы вернуть себе корону Норвегии.
Ранее не помышлявший о смуте, Олаф дает склонить
себя на выступление против Хакона. Окончательно укрепляет его в решении
призыв священника Тагенбранда (Олаф повсюду возит с собой команду
монахов) — крестить Норвегию, а за ней и весь Север!
Как всегда, Хакон действует быстро и энергично и
очень скоро высаживается на острове, где стоит с частью дружины Олаф.
Как и он, ярл связывает свое стремление к власти с идеологическими
мотивами — защитой языческой веры предков от наступающего на Север
христианства.
Происходит неожиданное, но логичное — к Олафу с
повинной являются его двоюродные братья, они сообщают: их обман
обернулся правдой, страна восстала. С самого начала, добившись власти,
ярл Хакон правил разумно и справедливо, но со временем в нем все больше
побеждал тиран, и творимый им произвол и бесцеремонное женолюбие довели
подданных до отчаяния. Последней каплей стало похищение приглянувшейся
ярлу дочери кузнеца (того самого, что сковал ему корону) прямо с ее
свадебного пира. Если люди узнают, что Олаф прибыл в страну, они,
несомненно, примкнут к нему. Поэтому вряд ли Хакон выступит против Олафа
открыто, он приготовил ему западню: купец Клаке обещал ярлу заманить
Олафа в лес, лишить его жизни, а потом тайно пронести в лесную избушку к
Хакону корзину с отрубленной головой короля. К счастью, план Клаке
выдал братьям сметливый раб купца Гриб, а они, служившие ранее
властителю Норвегии верой и правдой, возмущены таким вероломством и
больше ярлу не верят. И просят Олафа наказать их за попытку выведать его
планы, а также за то, что, солгав, они сказали ему чистую правду!
С истинно королевским великодушием Олаф прощает
братьев. Планы Клаке разрушены, а он сам убит рабом Грибом, за что Олаф
награждает того свободой и новым именем Гриф. Закутавшись в плащ и
надвинув на глаза шляпу, Олаф является в избушку с корзиной (от
предложения Грифа положить в нее отрубленную голову его бывшего хозяина
благородный король-христианин отказывается), Притворившись
рабом-убийцей, Олаф спрашивает у Хакона, не хочет ли ярл взглянуть на
голову своего врага? Тот отказывается и велит поскорее зарыть ее в
землю. Раб настаивает. Он расхваливает голову («она совсем как живая») и
упрекает ярла в трусости («он боится бессильной, снесенной с плеч
головы?»). Для удобства, заявляет он далее, он принес голову на своих
плечах — Олаф распахивает плащ и снимает шляпу. Сопротивление Хакона
бесполезно, избушка окружена, но благородный король не хочет
использовать слишком очевидное преимущество. Он предлагает Хакону выбор:
или полное подчинение, или гибель в следующей битве, если им доведется
сойтись еще раз.
Хакон выбирает второе. В день решающей битвы
неподалеку от Тронхейма вестник сообщает ему о гибели старшего сына —
его зарубил Олаф, по ошибке приняв сына за отца. Хакон потрясен
известием. Что означает гибель любимого сына? Слабость и упадок богов (в
их противостоянии с Христом) или же наказание Хакона за недостаток
веры? Ярл просит богов войны простить его, и как раз в этот момент ему
приносят отбитый у дружины Олафа золотой рог с выбитыми на нем рунами:
«Если согрешил ты,/Счастье отвернулось — /Лучшее пожертвуй/Асам
всемогущим». Лучшее, что осталось у Хакона, — его второй малолетний сын
Эрлинг. Его он и приносит в жертву, узнав о которой Хакона покидает даже
самый верный и доблестный из его воинов Эйнар.
Одолеваем сомнениями и победоносный Олаф. В ночь
перед битвой он беседует в лесу с посетившим его одноглазым старцем
Ауденом. Старец защищает язычество. Христианство, возможно, и хорошо для
изнеженного и изобильного Юга, который освобождает от борьбы за
существование и поощряет искусства. Но на суровом Севере язычество
необходимо, оно воспитывает мужество, честь и деятельное начало. Олаф не
принимает учения Аудена, но относится к его словам с уважением: по
загадкам в его речи он узнает в старце верховного бога скандинавов Одина
(Ауден — форма этого имени), хоть священник Тагенбранд и уверяет его,
что Ауден — всего лишь подосланный к ним Хаконом языческий жрец. Что же
до связи язычества с природой Севера, продолжает священник, то и это не
так. Вера в Одина пришла в эти края с Востока.
Войско ярла Хакона разбито, но он не погибает в
сражении. Убив коня и оставив на поле битвы забрызганную кровью одежду,
он прячется у бывшей наложницы Торы. Хакон виноват перед ней вдвойне:
в свое время он бросил ее, прельстившись дочерью
кузнеца, теперь же вдобавок убил в сражении двух ее братьев (они хотели
отомстить ему за позор сестры). И все-таки Тора прощает Хакона — она
жалеет его: перед ней тень прежнего ярла, и, откажи она ему в помощи,
ему останется только броситься грудью на меч. Ярл идет за Торой в
приготовленное ему убежище, и ему самому кажется, что это его призрак
следует за царицей подземного царства Хель в ее владения.
Ярл сидит в подполе со своим слугой — рабом
Каркером. Сверху доносятся крики людей, разыскивающих Хакона. Ярл
изможден, но боится заснуть: раб вполне может выдать своего господина
или же зарезать его. Раб рассказывает Хакону свой последний сон (а снам в
древней Скандинавии приписывалось иногда даже большее значение, чем
реальности): он и ярл плывут в лодке, которой управляет Каркер. Хакон
толкует сон: Каркер правит судьбой ярла. Затем в сновидении из скалы
«вырастает черный муж», он извещает гребцов, что для них «закрыты все
заливы». Вердикт Хакона — жить им обоим недолго, Ярл забывается в
дремоте, и раб крадется к нему. Неожиданно, вспомнив о своей страшной
жертве, ярл просыпается, вскакивает с места и, не в силах переносить
мучения дольше, вкладывает нож в руку Каркера, а тот убивает его.
Раб выходит к разыскивающим ярла людям: найти
Хакона необходимо — он может вызвать в стране дальнейшую смуту. Но
убийца не получает обещанной награды. Олаф приказывает повесить его.
Тело Хакона отдают Торе. В подземелье она говорит над его гробом
последнее слово: «Мощная душа / В стремленье к благу стала жертвой рока /
И заблуждений времени». |