(Der Traum — ein Leben)
Драматическая сказка (1817–1831, опубл. 1840)
В давние времена в Персии, в живописной горной
местности, среди скал и деревьев живет семья богатого селянина Масуда.
Каждый летний вечер Мирза, дочь Масуда, со страхом и тревогой ждет
возвращения с охоты Рустана. Это племянник Масуда, который и по ночам
ищет среди горных вершин то, «чего найти не может», горестно вздыхает
девушка. Она наблюдает, как мирно возвращаются домой, к своим семьям,
остальные охотники, их соседи. Отец и дочь хотят понять своего «шалого»
Рустана, не знающего покоя, мечтающего о битвах и подвигах, власти и
славе. Он разлюбил работу в поле и по дому, его влекут опасности охоты.
Мирза думает, что на Рустана, такого спокойного и сдержанного прежде,
влияет появившийся в их доме негр-невольник Занга, на уме у которого
лишь сражения и победы.
До Масуда дошли слухи о том, что Рустан сильно
повздорил на охоте с Осмином, сыном самаркандского эмира. Масуд
понимает, что племянник скрывает это от него, чтобы не слышать упреков.
Рустан и в самом деле прячется от дяди, не желая своими признаниями
причинять ему страдания. Он готов сам отвечать за свои поступки. Сейчас
для Рустана главное — отомстить дерзкому Осмину, доказать свою силу.
Занга, как очевидец, описывает ссору, которая могла закончиться
кровопролитием, если бы участников не разняли. Охотники собрались на
поляне отдохнуть и поболтать. Избалованный сын эмира хвастался своими
победами в любви. Он рассказал, что правитель Самарканда, которому все
труднее обороняться от врагов, обещает отдать трон и свою дочь в награду
тому, кто одолеет вражеские полчища. Рустан уже готов был броситься в
путь. Но от знатного Ос-мина он получил насмешливый совет: вернуться в
хижину, не забывать о своем уделе — сохе и плуге.
Занга играет на честолюбии Рустана, подначивает к
решительным действиям. Рустан тоже так считает, ведь его предки были
воинами, и теперешняя жизнь кажется ему жалкой и неинтересной. Отныне
его девиз — сильный сладит со слабым. Он не сомневается, что успех
придет в процессе дерзания и «что захватишь, то — твое».
Масуд по-доброму пытается образумить племянника,
удержать в семье, рядом с чуткой и нежной Мирзой. Но Рустаном владеет
теперь иная страсть и, не находя выхода, она может уничтожить его жизнь.
Пожар борьбы пылает в его груди. Он заявляет, что утром уходит из дома.
Не останавливает Рустана даже последний довод дяди: он любим Мирзой.
Рустан тоже любит Мирзу, а значит, он вернется к ней с победой.
Радуясь грядущему дню, который подарит ему новую
жизнь, Рустан ложится спать. Ему слышны тихие звуки арфы и песня,
которую поет старый дервиш. В песне славятся истинные человеческие
ценности: правдивая мысль, доброта и любовь. Земные же блага — это
обольщение, суета. «Жизнь есть сон». Рустан засыпает, и во сне ему
видится отливающая золотом огромная змея… Все последующее совершается
уже в снах Рустана.
Вдали от дома и родных он наслаждается свободой,
когда нет «ни дома, ни приказа, ни заботы, ни запрета», когда он впервые
чувствует себя человеком. Но Рустан не забывает и о деле, ему нужно
спешить в Самарканд, чтобы добыть власть и славу. Занга рядом и во воем
его поддерживает. По дороге путники встречают богато одетого человека,
спасающегося от змеи. Он оказывается царем Самарканда. Рустан пытается
убить змею своим копьем, но не попадает в нее. Змея поражена другим
копьем, пущенным с высокой скалы незнакомцем в коричневом плаще. Смеясь
над неловкостью Рустана, незнакомец исчезает. В это время царь,
потерявший на время сознание, приходит в себя. Он считает своим
спасителем Рустана, что подтверждает Занга, удерживая своего смущенного
господина от объяснений. В сознании царя смутно мелькает другой образ
стрелка — человека на скале в коричневом плаще. Тут появляется свита
царя и его дочь Гюльнара, благодарная «герою» и покоренная им, таким
скромным, но сильным. Царь дарит Рустану свой кинжал, украшенный
драгоценными камнями, как первое вознаграждение. И уже звучит намек на
главную награду, вызывая радостное смущение у обоих молодых людей.
Рустан делится с Зангой своими переживаниями. Он
счастлив и ничего не опасается. От неизвестного стрелка, если он
появится, можно щедро откупиться. Все равно сердца царя и его дочери уже
принадлежат ему. Неожиданно перед обманщиками возникает незнакомец с
коричневым плащом в руках. Спокойно выслушав угрозы, уговоры и щедрые
посулы, незнакомец советует Рустану жить своей славой, а не чужой. Он
продолжает свой путь к царскому двору. Преодолев страх и колебания,
Рустан бросается за ним и задерживает на мосту над горным потоком. Они
борются, незнакомец оказывается сильнее, но в последний момент Рустан
успевает вонзить в грудь безоружного кинжал, подаренный царем. Противник
падает в реку и погибает. В первый момент Рустан испытывает сожаление и
ужас, но его уже зовут ко двору царские гонцы. Он должен сразу же
возглавить царское войско.
В Самарканде, после блестящей победы над тифлисским
ханом, Рустана окружают всеобщее признание, слава и любовь. Один лишь
Занга видел, как в решающие минуты боя Рустан упал с коня при
приближении хана. Но войско стало мстить за своего любимого
предводителя, и враг бежал. А теперь герой уже принимает почести как
спаситель края.
Между тем в реке находят труп убитого мужчины с
царским кинжалом в груди и коричневый плащ. В нем признают одного из
придворных царя, которого он невзлюбил и выслал из столицы за притязания
на руку дочери. Родственники убитого подозревают царя.
Сам того не желая, царь начинает понимать роковую
роль Рустана в истории со змеей и в гибели придворного. Благородному
правителю приходится высказать свои соображения в лицо тому, кому он
хочет доверить страну и дочь. Он дает ему ночь для поиска оправданий,
если же к утру их не будет, судьбу виновного решат на совете лучшие люди
войска. Ведь и сам царь должен быть оправдан перед своим народом.
Гюльнаре он пока не открывает тайны.
Но Рустан чувствует себя умнее и сильнее всех. При
помощи старой колдуньи, раскусившей «красавчика», ему удается отравить
царя. Вина падает на старого отца убитого дворянина.
Войско поднимает бунт, желая иметь правителем
Рустана. Гюльна-ра просит у него зашиты, предлагая разделить с ним
царскую корону. Пока Рустан вынужден пойти на это, хотя решил стать
полноправным властителем.
Недолго длится жестокое правление Рустана. Зреет
заговор, открывается истина с отравлением царя. Гюльнара понимает, какую
непоправимую ошибку совершили ее отец и она, доверившись себялюбцу,
проливающему кровь невинных. Но даже уличенный во всех преступлениях,
Рустан уверен в своем превосходстве над людьми и требует от Гюльнары
передачи ему всей власти над страной. Но не всегда «сильнейший прав»,
войско переходит на сторону справедливой Гюльнары. Воины преследуют
убегающих Рустана и Зангу. Спасаясь от них, Рустан прыгает в реку с того
самого моста, на котором убил человека, и — просыпается.
Ужасный сон еще властвует над ним какое-то время.
Затем с помощью Мирзы и Масуда он убеждается в том, что всего лишь сон —
одна ночь, а не целая жизнь, страшная жизнь, — разделял его с близкими.
Он с трудом приходит в себя и радостно, облегченно сознает, что
невиновен, не совершал убийств, что может обрести душевный мир — а это
самое главное.
Встав на колени перед Масудом, Рустан просит его
исполнить три просьбы: вновь принять в свою семью, отпустить Зангу на
свободу и конечно же отдать за него любимую Мирзу. На первые две просьбы
Масуд охотно соглашается. Затем предостерегает племянника, ведь сны
являют собой «сокрытые желания» жизни — «за собой следи, мой сын».
Счастливая Мирза торопит отца с ответом и на последнюю просьбу. |