(Wilhelm Meisters Wanderjahre oder die Entsagenden)
Роман (1821–1829)
Роман является продолжением «Годов учения
Вильгельма Мейстера». Герой, ставший в конце предыдущей книги членом
Общества башни (или Отрекающихся, как они себя именуют), получает от
своих товарищей задание отправиться в странствия. При этом ему ставится
условие не задерживаться под одним кровом более трех дней и удаляться
всякий раз от прежнего пристанища не менее чем на милю — чтобы избежать
«соблазна оседлости». В странствиях Вильгельм должен лучше постичь мир,
найти свое окончательное жизненное призвание и по мере возможности
способствовать установлению благородных, нравственных отношений между
людьми. Его сопровождает сын Феликс. С Наталией герой временно разлучен,
но он «принадлежит ей навечно» и поверяет свои переживания в регулярных
письмах.
Роман начинается с того, что на пути Вильгельму
встречается совершенно необычная семья — муж, жена и дети. Мужчина вел
на поводу осла, а в седле «ехала тихая миловидная женщина, окутанная
голубым плащом, под ним она прижимала к груди новорожденного младенца и
глядела на него с несказанной нежностью». Эта легко угадываемая картина
святого семейства сразу обозначает универсальный, глубоко обобщенный
характер материала, составляющего суть романа. Если в «Годах учения…»
сюжет развивался вокруг судьбы Мейстера, персонажи были живыми и
полнокровными, а действие происходило в современной Гете Германии с ее
конкретными приметами, то на сей раз все повествование значительно более
условно. Роман лишен единого сюжета и представляет собой ряд новелл,
почти не связанных между собой.
Такая свободная форма — которая представляется
поначалу небрежной и почти сырой — дала писателю возможность вложить в
роман свои самые дорогие, глубокие и сложные размышления о том, что
волновало его на протяжении всей жизни. Вольная композиция, перемежающая
прозу, стихи, страницы прямых афоризмов, открытый финал — книга
кончается ремаркой «Продолжение следует» — это не столько
недоработанность, сколько предвестье нового типа романа XX в.
Мировосприятие главного героя лишено теперь того
трагизма и гамлетовского эгоцентризма, которое отличало юного
Вильгельма. Узнавший личное счастье, обретший сына и
друзей-единомышленников, Мейстер в «Годах странствий…» предстает как
человек, умудренный опытом и принимающий действительность во всей ее
бесконечной полноте и разнообразии. Теперь он не борец со всем миром, а
борец за этот мир, за его разумное и человеческое устройство. Он
различает элементы глубокой разумности в самих основах бытия, и это
важнейшая идея книги, придающая ей глубокий оптимизм. Вот, например,
какие размышления навевает Вильгельму встреча с астрономом, который из
своей обсерватории показывал герою звездное небо. «Что я такое по
сравнению со Вселенной? — говорил себе Вильгельм. — Как я могу
противопоставлять себя ей или ставить себя в ее средоточие?.. Может ли
человек противопоставлять себя бесконечному, иначе как собрав в
глубочайших глубинах своего существа все духовные силы, обычно
рассеянные по всем направлениям…» Далее он развивает эту мысль, замечая,
что главное чудо — в самом человеке, его способности переживать
впечатления жизни и переплавлять их в деяния, полезные людям.
Персонажи романа, рассказанные в нем истории,
прослеженные судьбы — это образное выражение того, как, в понимании
Гете, следует вести бережное строительство более совершенного жизненного
уклада. Через все повествование проходит образ ясновидицы Макарии —
женщины, благотворно действующей на окружающих, передающей им свою
духовную силу и альтруизм. Так же, как друзья Мейстера по Обществу
башни, она отреклась от себялюбия и корысти. Целью и смыслом жизни
любимых героев Гете становится служение человечеству, помощь людям и
утверждение нравственных начал.
Некоторые рассказы вызывают в памяти «новых людей»
Чернышевского — персонажи свободны от эгоизма, способны подняться над
сиюминутными страстями и преодолеть рамки, казалось бы, безвыходных
ситуаций. Таковы герои новеллы «Пятидесятилетний мужчина». Суть ее в
том, что Гилария, которая с детства была предназначена в невесты
двоюродному брату Флавио, поняла, что в действительности она любит
совсем не жениха, а его отца, своего дядю, майора-вдовца. Возможно, на
девушку подействовало то, что ее мать всегда с восторгом относилась к
брату. И вот дядя при очередной встрече тоже почувствовал к Гиларии
пылкую любовь. Когда отец отправился в смущении объясниться с сыном, то
оказалось, что сын в свою очередь влюблен в некую молодую вдову и совсем
не стремится к женитьбе на Гиларии. Однако, познакомившись с майором,
эта молодая вдова начинает, как и Гилария, испытывать к нему весьма
нежные чувства. Майор также впечатлен встречей с этой очаровательной
женщиной. После ссоры с ней смятенный Флавио приходит в дом Гиларии, где
сильно заболевает. Девушка начинает ухаживать за ним. И именно теперь в
ней просыпается истинная любовь, которая встречает взаимность… Важно,
что при этих непредсказуемых хитросплетениях чувств персонажи не дают
власти злобе или ревности, сохраняют благородство и глубокую
деликатность по отношению друг к другу, словно бросая вызов стандартным
подходам к сложностям жизни.
Другая новелла — «Новая Мелузина» — рассказывает о
фантастической или сказочной истории. Однажды рассказчику этой новеллы
встретилась прекрасная незнакомка в богатой карете. Она попросила его об
одной услуге — чтобы он возил с собой ее ларец. За это дама ссудила
юношу деньгами и отдала свой экипаж. Через некоторое время рассказчик
истратил все деньги и загрустил. Незнакомка вновь внезапно явилась перед
ним и снова дала ему кошелек с золотом, предупредив о том, чтобы он был
бережлив. Наконец юноша уговорил прекрасную даму не покидать его. Она
фактически стала его женой. И однажды он узнал ее тайну — оказывается,
красавица была принцессой эльфов, она принадлежала к племени крошечных
человечков, жизнь ее проходила в ларце, и лишь иногда она принимала
обычный человеческий вид. Дама нуждалась в рыцаре, верном и любящем,
чтобы спасти свой вымирающий народ. Рассказчик сначала в пылу чувств
согласился тоже стать крошечным эльфом. Однако вскоре он не выдержал
испытания и бежал из волшебного леса… Сам он вспоминает в романе об этом
с чувством глубокого раскаяния, и ясно, что прошедшее изменило всю его
жизнь и отношение к миру.
Вообще образ волшебного ларца, закрытого на
какое-то время от посторонних глаз, и ключа, способного открывать этот
ларец, присутствует на протяжении всего романа. Это выразительный символ
мудрости, жизни, человеческой души и природы, которые открываются лишь
при умелом обращении и соответственной подготовке.
Один из афоризмов ясновидящей Макарии, подборкой
которых заканчивается роман, таков: «Что такое трагедии, как не
переложенные в стихи страсти тех, кто из внешних обстоятельств делает
бог весть что?»
Особое место в книге занимает тема воспитания.
Феликса определяют на учебу в особую школу, точнее, в Педагогическую
провинцию. Это сочиненная Гете социальная утопия. Педагогическая
провинция представляет идеальный пример благотворного воздействия на
юную личность. Принципом здешних учителей является стремление
содействовать воспитанию общественного человека, с прочным чувством
собственного достоинства и уважением к окружающему миру. «Мудрые
наставники незаметно наталкивают мальчиков на то, что отвечает их
натуре, и сокращают кружные пути, на которых человеку так легко
заблудиться и отклониться от своего призвания».
Таким образом, в романе постоянно взаимодействуют и
перекликаются две темы, составляя гармоничное единство, — тема
нравственного самосовершенствования отдельного человека и идея
воспитания коллективного сознания, развития общественных навыков и
чувства общечеловеческого единства.
«Нет ничего драгоценней, чем один день» — это также
важный афоризм из «Архива Макарии». Персонажи романа стремятся как
можно полнее реализовать свое предназначение, деятельно и вместе с тем
бережно, мудро вторгаться в жизнь. Пример такого решительного действия —
намерение нескольких товарищей Вильгельма эмигрировать в Америку во
главе группы ткачей, которым новые промышленные отношения несут угрозу
разорения. Сначала Вильгельм тоже собирается покинуть страну. Однако
затем он остается на родине, чтобы создать здесь для рабочих что-то
вроде образцовой трудовой колонии. Перед нами опять утопия, знаменующая
упорные искания Гете в сфере общественного мироустройства.
И конечно, как закономерность мы воспринимаем тот
факт, что главный герой романа после долгих поисков призвания
остановился на профессии хирурга — чтобы творить «чудо без чудес»,
опираясь на опыт и знание природы человека.
Позже он рассказывает, что большую роль в его
овладении мастерством сыграл один скульптор. Вильгельму трудно было
препарировать человеческие ткани и органы, изучая анатомию, но «чувство
это вступало в противоречие с требованьем, которое ставит себе всякий
стремящийся к знанию человек…». Подружившись со скульптором, он услышал
от него глубокие суждения о том, что «большему можно научиться, строя,
нежели расчленяя, соединяя, нежели разъединяя, оживляя умершее, нежели
дальше его умерщвляя». Эти принципы стали важнейшими для Вильгельма,
символизируя его отношение к природе, в том числе природе человека.
В последних главах описан волнующий эпизод — Феликс
упал с кручи в реку вместе с конем. Подоспевшие гребцы на лодке
вытащили юношу и перенесли его на берег, однако Феликс не подавал
признаков жизни. «Вильгельм немедленно схватил ланцет, чтобы отворить
жилу на руке, кровь брызнула обильным током <…>. Жизнь вернулась к
юноше, и едва успел участливый хирург закончить перевязку, как тот
бодро встал на ноги, бросил на Вильгельма пронзительный взгляд и
воскликнул:
— Если жить, так с тобою!» |