(Interieur)
Пьеса (1894)
Старый сад, в саду ивы. В глубине дом, три окна
нижнего этажа освещены. Отец сидит у камелька. Мать облокотилась на стол
и смотрит в пустоту. Две молодые девушки в белом вышивают. Склонившись
головкой на левую руку матери, дремлет ребенок. В сад осторожно входят
Старик и Незнакомец.
Они смотрят, все ли домашние на месте, и
переговариваются, решая, как лучше сообщить им о смерти третьей сестры.
Старик считает, что нужно пойти вдвоем: несчастье, о котором сообщает не
один человек, не так тяжело. Он подыскивает слова, чтобы рассказать о
случившемся: «Когда ее нашли, она плыла по реке, и руки ее были
сложены…» Незнакомец поправляет его — руки девушки были вытянуты вдоль
тела. Именно Незнакомец заметил и вытащил утопленницу. Старик
вспоминает, как встретил утонувшую девушку утром у церкви, — «она
улыбнулась так, как улыбаются те, которые не хотят говорить, которые
боятся, чтобы их не разгадали…». У каждою человека есть немало поводов,
чтобы не жить, рассуждает Старик. В душу не заглянешь, как в комнату.
Незнакомец и Старик наблюдают за мирной, обычной жизнью семьи. Семьи,
которой кажется, что она в безопасности: на окнах решетки, двери заперты
на засов. Незнакомец порывается пойти рассказать о случившемся, боясь,
что кто-нибудь сообщит ужасную новость, не подготовив родных. Входит
внучка Старика, Мария. Она сообщает, что крестьяне идут и несут на
носилках из ветвей утопленницу. Старик велит Марии взглянуть в окно:
«Ты хоть немного поймешь, что такое жизнь…»
Внутри дома сестры подходят к окнам и всматриваются
в темноту. Затем целуют мать. Старшая гладит ребенка, а он не
просыпается. Девушки подходят к отцу. Эти простые, скупые движения
завораживают наблюдающих из сада Старика, его внучку и Незнакомца.
Теперь уже Мария просит деда не сообщать пока родным умершей девушки о
несчастье. Старик готов согласиться с ней и не говорить им ничего до
утра, но поздно — толпа с телом уже подошла к дому. Появляется другая
внучка Старика — Марта. Поняв, что дед еще ничего не сказал, она готова
сама пойти в дом с дурной вестью. Старик велит ей остаться и не смотреть
в окно, чтобы не увидеть, «каким становится человеческое лицо, когда
перед глазами проходит смерть».
Становятся слышны молитвы. Часть толпы входит в
сад. Раздаются приглушенные шаги и тихий говор. Старик уходит в дом.
Марта и Мария сидят на скамейке спиной к окнам. Незнакомец смотрит в
окно и комментирует происходящее. Вот все прислушиваются — наверное, это
Старик постучал в дверь. Отец идет открывать. Все встают, только
ребенок, склонив головку набок, спит в кресле. Старик медлит. Но наконец
страшные слова произнесены. Мать, отец и обе девушки бросаются к двери,
но отцу не сразу удается открыть ее. Старик пытается удержать мать.
Толпа в саду рассеивается. Только Незнакомец продолжает стоять под
окном. Наконец двери дома распахиваются настежь, все выходят
одновременно. При свете звезд и луны видно, как на носилках несут
утопленницу. А посреди пустой комнаты, в кресле, ребенок по-прежнему
спит сладким сном. Молчание. «Ребенок не проснулся!» — говорит
Незнакомец и уходит. |