(Forfererens dagbog)
Роман (1842)
«Дневник обольстителя» — это написанная в форме
романа часть самой известной книги датского философа и писателя Серена
Кьеркегора «Или — Или», иногда печатающаяся и отдельно. В «Предисловии» к
книге ее воображаемый издатель Виктор Эремита объясняет: публикуемые им записки найдены в купленном по
случаю старом бюро. По почерку и содержанию он разделил их на два тома: в
первом помещены статьи и произведения «эстетического характера»,
написанные, очевидно, одним лицом, которое он условно назвал г-ном А,
второй содержит назидательно-философские письма некоего асессора
Вильхельма, адресованные этому г-ну А.
«Дневник» входит в первый «эстетический» том,
приписываемый перу г-на А. Однако на первой же его странице г-н А
отказывается от авторства: он дневник всего-навсего нашел — в ящике
стола у своего приятеля Йоханнеса, уехавшего из Копенгагена на несколько
дней. Содержание тетради, озаглавленной ее истинным автором
«Commentarius perpetuus» (что значит «Нескончаемый комментарий»), и еще
несколько черновых набросков писем, найденных в том же ящике, настолько
поразили воображение г-на А, что он решил их переписать: он и раньше
считал приятеля натурой незаурядной, наполовину живущей в волшебном мире
прекрасного, отделенном от действительности лишь тонким прозрачным
флером, познакомившись же с его дневником, он открыл для себя: сама
жизнь Иоханнеса — это ряд сознательных попыток с его стороны осуществить
мечту — жить исключительно поэтически, и так как у него в высшей
степени развита способность находить вокруг себя интересное, то он и
пользуется ею сполна, а потом поэтически воспроизводит пережитое на
бумаге.
Более же всего Иоханнеса, как свидетельствует об
этом дневник, интересуют любовные похождения и девушки — несомненная
часть прекрасного. Правда, духовная сторона, преобладающая в его натуре,
не позволяет ему довольствоваться низменной ролью обыкновенного
совратителя — это было бы слишком грубо, — нет, в любовной, или, как
выражается Йоханнес, «эротической», игре он более всего ценит именно
виртуозное владение ею. В самом деле, судит по дневнику Иоханнеса г-н А,
чаще всего конечной целью настойчивых домогательств его приятеля
оказывались… лишь поклон или улыбка. Однако не таков случай с главной
героиней дневника Корделией (ее настоящее имя Йоханнесом изменено),
которую г-н А хорошо знает: она сама передала ему письма, посланные ей
Йоханнесом, а также еще несколько адресованных Йоханнесу, но не
распечатанных им и отправленных назад своих писем — крик ее любящей и
отвергнутой души.
Дневник открывается записями Иоханнеса, сделанными в
начале апреля. Однажды его внимание привлекла грациозно спрыгнувшая с
подножки кареты девушка. Через несколько дней он встречает ее
прогуливающейся по улице в сопровождении лакея. Лакей неловко падает и
вымазывается в грязи, а Йоханнес галантно провожает девушку до кареты.
Через несколько дней он еще раз встречает ее на улице — на этот раз под
руку с пожилой женщиной: красота девушки поражает его, но всего через
несколько минут Йоханнес никак не может вспомнить ее лица, и это мучает
его, ему почему-то хочется помнить его обязательно,
Йоханнес серьезно заинтересован. Он ищет незнакомку
на улицах и в театрах, на вернисажах, совершает долгие прогулки по
Копенгагену. И вот однажды он встречает ее вечером сразу после захода
солнца у одной из застав. Девушка стоит и смотрит на мальчика, ловящего в
озерце рыбу на удочку. Мальчик ее вниманием недоволен. Девушка смеется и
уходит. Йоханнес поспешно следует за ней и, чтобы ее рассмотреть,
забегает вперед и заходит в один из домов, чтобы выглянуть на девушку из
окна, — и как раз тут он ее теряет.
Но через несколько дней он встречает ее вновь.
Йоханнес видит незнакомку на улице в компании других девушек: они
называют ее Корделией. Йоханнес следует за ними и узнает: Корделия
бывает в доме у г-жи Янсен, ее родители (отец-капитан и мать) давно
умерли, Корделия живет у тети, женщины добродетельной и строгой.
Йоханнес вхож в дом г-жи Янсен, и там его представляют Корделии, но он
не производит на девушку впечатления, что ему и на руку. Отныне он
намерен видеться с ней лишь как бы невзначай, рассчитывая, например,
время таким образом, чтобы встречать ее, входя в дом в тот момент, когда
она из него выходит. Его план хитроумен. Нужно сыскать Корделии жениха —
приличного и симпатичного молодого человека, не слишком, впрочем,
далекого, — словом, не имеющего по сравнению с ним, Йоханнесом, никаких
шансов.
И такой человек быстро находится. В Корделию первой
и трепетной любовью влюблен сын коммерсанта Бакстера Эдвард.
Познакомиться с Эдвардом и завоевать его дружбу для Иоханнеса — сущий
пустяк. Он искренне советует молодому человеку не быть слишком
мечтательным и действовать решительнее — довольно вздыхать! Скоро они
оба — постоянные гости в доме у тетушки Корделии, и Йоханнес, советчик и
пособник Эдварда в сердечных делах, отвлекает внимание тетушки от
парочки, он занимает хозяйку дома разговорами на сельскохозяйственные
темы. Невнимание Иоханнеса к Корделии — вызывающе оскорбительно:
Йоханнес ведет себя, как старичок; Корделия чувствует: тут что-то не
так, она заинтригована и пропускает мимо ушей лепет влюбленного Эдварда,
вслушиваясь вместо этого в отдающие «молочной поэзией» и «сырной
диалектикой» псевдосерьезные разговоры Иоханнеса и тети. Хотя время от
времени Йоханнес вворачивает в свою речь словечко-другое, от которых
тетя немеет, понимая, что они из другого мира — философии и высокой
поэзии (впрочем, предназначены они не для ее слуха). Йоханнес исподволь
готовит Корделию к ее будущей роли возлюбленной: он подбирает ей книги
для чтения, которые, естественно, приносит в дом от своего имени Эдвард,
снисходит до бесед с ней о музыке.
Наконец Йоханнес решает: Эдвард отыграл свою роль,
он больше не нужен. В излиянии своих чувств юноша может потерять меру,
сорваться, объясниться Корделии в любви и тем самым осложнить и
испортить задуманную интригу. Поэтому Йоханнес «играет на опережение»:
он первым делает Корделии предложение руки и сердца, она ничего не
отвечает ему, передоверяя решение тете, а та свое согласие с
удовольствием дает — таким образом Йоханнес и Корделия помолвлены, они —
жених и невеста. Но жениться Йоханнес не собирается, у него другие
далеко идущие планы, он ни минуты не сомневается, что заставит Корделию
разорвать помолвку и одновременно завоюет ее любовь. Хотя он и не
гонится за обладанием ею — главное для него — «наслаждение в
художественно-эстетическом смысле». Борьба за любовь начинается:
Иоханнес отступает, суля Корделии легкую над собой победу: он
демонстрирует любовь к ней во всех ее проявлениях — в беспокойстве,
страсти, тоске, надежде, нетерпении. Он уверен, что, показав Корделии
силу любви, которая им владеет, он убедит ее: любовь — великая сила, и
ей захочется полюбить…
Иоханнес продолжает осаду: он пишет пылкие письма,
наполненные романтической страстью и откровенной любовной истомой, но
одновременно, каждый раз встречаясь с Корделией, он ведет себя с ней с
подчеркнутым самообладанием и ироничностью,
Любит ли он Корделию в самом деле? Да! Искренне?
Да. С честными намерениями? Да, в эстетическом смысле. Он хочет
разбудить в ней любовь. Но любовь овладевает и самим Иоханнесом, и при
этом настолько, что на время он воздерживается от того, чтобы ухаживать,
по своему обыкновению, за несколькими девушками сразу, и изменяет
своему принципу, гласящему, что «рыбаку нужно на всякий случай
забрасывать маленькие удочки и на стороне».
Наконец Иоханнес убеждается: Корделия разбужена, и
он удваивает пылкость писем: вся его жизнь в них представлена как
творимый им о Корделии миф. По мнению Йоханнеса, девушка быстро
усваивает уроки любви — теперь иногда она садится к нему на колени, руки
ее мягко обвивают его шею. «Ее страсть можно назвать наивной… когда же я
начну отступать, она будет употреблять все усилия, чтобы удержать меня,
и для этого у нее будет только одно средство — любовь». Соответственно
Иоханнес начинает проявлять холодность: теперь при встречах с Корделией
он напускает на себя вид человека, одержимого идеей и говорящего о ней
все время, не замечая невесты. В письмах он внушает Корделии мысль —
помолвка сковывает, связывает его чувство, настоящая глубокая любовь
может быть только тайной… И Иоханнес добивается своего: Корделия
возвращает ему слово и разрывает помолвку. Ее тетушку это известие
несколько озадачивает, но она слишком либеральна, чтобы неволить
племянницу, а Йоханнесу прямо сочувствует.
Корделии позволяется уехать на несколько дней в
деревню к знакомым. Иоханнес продолжает писать ей, он укрепляет (свою
воображаемую или действительную?) возлюбленную в презрении к мнению
света и убеждает ее в величии силы любви, воспроизводя в одном из писем
легенду:
Алфей влюбился на охоте в нимфу Аретузу. Она не
хотела внять его мольбам и от него убегала, пока наконец не превратилась
в источник. Алфей так сильно горевал о ней, что сам стал ручьем. Но и в
новом своем виде он не забыл возлюбленной и под землей соединился с
дорогим источником… Не бросается ли и он, Йоханнес, теперь, когда они с
Корделией разлучены, в темные глубины, чтобы соединиться с ней?
Йоханнес тщательно готовит обстановку дачи, на
которую должны привезти к нему Корделию. Здесь такой же, как в доме у
тетушки Корделии, чайный столик, такая же на столике лампа — но все
гораздо роскошнее. И в гостиной стоит такое же фортепиано, как то, на
котором играла Корделия шведскую народную песенку в один из моментов,
когда Йоханнес незримо для нее любовался ее видом.
Последняя запись в «Дневнике» датирована 25
сентября. Все кончено: Йоханнес не желает более Корделию видеть. Раз
девушка отдалась — она лишилась всего.
«увы, миновали те времена, когда обманутая девушка могла превратиться с горя в гелиотроп!»
Йоханнеса интересует теперь вопрос: нельзя ли так
«поэтически выбраться из сердца девушки», чтобы оставить в ней
горделивую уверенность в том, что это она бросила обольстителя, а не он
ее?.. |