Зрительный ряд: Слайдовая программа «Древнерусское
искусство».
Музыкальное сопровождение: Бах — Сюита № 3; Шуберт —
Аве Мария; Альбиони — Адажио.
Основные понятия: Символ. Крест. Нимб. Голубь. Рыба.
Агнец. Икона. Цвет. Святой преподобный иконописец Андрей Рублев. Икона
«Троица».
Ход урока
Христианское искусство изначально было символичным. В период гонений
на христиан молчаливость символа придавала искусству скрытность, делала
его потаённым сокровищем. Разгадать тайну символа — значит стать
причастным к великому и загадочному.
В одном из залов Третьяковской галереи находится икона «Успение
Богоматери» (успение — усыпание, смерть). Написана икона в XIV в.
Феофаном Греком. Человеку, несведущему в древнерусской живописи, многое
в этой иконе покажется непонятным.
Познакомьтесь с иконой. Какие вопросы у вас возникают?
Кто те люди, которые собрались вокруг ложа Богоматери?
Что за золотые круги над их головами?
Кого держит Христос на руках?
Вопросов возникает множество, и на них мы должны найти ответы.
Символы христианской культуры. Символы условно передают
содержание основных положений (догматов) христианской религии.
Один из важнейших символов христианства — крест.
Он венчает собой купол каждого христианского храма. Он является
напоминанием христианину о мученической смерти распятого на кресте
Иисуса Христа, Его Крестной Жертве, принесенной для спасения
(искупления) людей. С тех пор орудие смерти стало для христиан символом
будущего воскресения и вечной жизни. Крест, установленный
на христианской могиле, обозначает упование христиан на вечную жизнь
в Царстве Небесном.
Вопрос о форме креста имеет важное значение для Русской православной
церкви. Православная Церковь допускает использование восьмиконечного,
шестиконечного и четырехконечного крестов. Короткая верхняя поперечина
обозначает дощечку с надписью: «Иисус Назарянин Царь Иудейский»,
прибитую над головой распятого Христа, а нижний (наклонный) брус
напоминает также, что справа (возвышенная часть) от Христа был распят
разбойник, раскаявшийся и уверовавший, душа которого отправилась в рай,
а слева (нижний конец перекладины) — нераскаявшийся грешник, душа
которого попала в ад. Считается, что крест Иисуса Христа был составлен
из разных пород дерева: продольный брус — из кипариса, поперечный —
из финикового дерева, подножие — из кедра, а дощечка с надписью —
из масличного дерева.
Помимо восьмиконечного креста на русских православных храмах
устанавливались четырехконечные кресты разнообразной формы: трилистника,
якоря, а иногда и оба креста, совмещенные в одном. Крест в виде
трилистника является символом Святой Троицы, а «якорный» крест
с основанием в форме полумесяца символизирует надежду на спасение.
Полумесяц означает евхаристическую чашу с Кровью Христа, стекающей
с креста.
Христианский храм символизирует вселенную: мир
земной и мир Небесный. Вместе с христианством Русь переняла
у Византийцев крестово-купольную конструкцию храма.
Пространство храма по вертикали видится как восхождение от земли
до неба. Нижняя часть символизирует землю; своды, паруса, апсида
(полукруглая часть храма, где размещается алтарь) и верхняя часть стен —
Святую землю (земной рай); купол — небо. Количество куполов имеет
символический смысл. Два трактовались как проявление божественного
и человеческого начал во Христе, три — как ипостаси, то есть сущности,
Бога (Отец, Сын и Святой Дух), пять — как Христос и четыре евангелиста,
тринадцать — как Христос и двенадцать апостолов.
По горизонтали пространство храма также связывается с продвижением
от мира земного к миру горнему. Нартекс (помещение с западной стороны
христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имевших права входить
в храм) или притвор, как его стали называть на Руси, где размещалась
крестильная купель, должен напоминать о реке Иордан — месте Крещения
Христа; пространство храма — видимое небо для верующих; алтарь — царство
чистого духа.
Иконы изобразительными средствами рассказывают
о содержании христианской веры.
Голубь. Одна из трех ипостасей (сущностей) Бога,
это — Святой Дух. Он изображается в виде белого голубя. Любимый
символический знак римских катакомб — голубь с оливковой ветвью.
Голубь — птица, часто упоминаемая в Священном писании. Она отличается
чистотой, кротким характером. Иисус Христос заповедовал своим
последователям: будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби.
Кроме того, голубь — символ Духа Святого, сошедшего на Спасителя при
крещении.
Голубь с оливковой ветвью — вечно живое учение, несущее человеку дух
света и правды.
Рыба. Символ рыбы, знаменующий самого Христа.
Греческое слово «рыба» состоит из начальных букв слов: Иисус Христос,
Божий Сын, Спаситель.
Нимб. На иконах и фресках вокруг голов святых
изображают сияющий круг — нимб, который символизирует святость,
принадлежность к Горнему миру. Нимб на иконах стали изображать
с IV века. Часто его изображают в виде светящейся радуги.
Агнец. В раннехристианском искусстве изображение
Христа нередко заменял один из его символов, например, «агнец Божий».
Агнец стал символом мученичества Христа, указывал на Его глубокое
смирение, незлобивость и кротость. Этот символ применяется е Нему как
к великой жертве за грехи всего рода человеческого. На основании этого
в Священном Писании содержатся частые указания то на Агнца закланного,
то на кровь Агнца Божьего.
На иконах до конца VII в. изображали Агнца, на которого указывает
Иоанн Предтеча. Трулльский собор в 82-м правиле повелел
писать «вместо ветхого Агнца» Христа в человеческом образе.
Мы спрашиваем себя, наконец, что делает в мире русская душа.
Мы обращаемся к ее созданьям и открываем, что это одна из самых широких
и простых душ мира, что она чает без корысти, созерцает сочувственно:
людей — скорбно, природу — ясно, небо — радостно. (В. Щепкин) |