IV.
Изучение нового материала
|
В
XI
в. власть Папы в Западной Церкви усилилась. Решающую роль в этом
сыграл
Папа Григорий VII (понтификат)
– 1073-1085. Он провел реформы с целью поднятия
авторитета духовенства в обществе, усиления роли монашества в
церковной
жизни, и, главное -
достижение полной независимости Церкви от светских
государей. До этого авторитет Папы признавался, главным образом, в
вопросах вероучения и церковной дисциплины. Епископы были, прежде
всего,
государственными служащими, исполнявшими обязанности светские: судей,
сборщиков налогов и, даже,
правителей областей.
Это было
связано с тем, что их избрание зависело от императора или короля. Папа
мог следить только за их правоверием. Папа Григорий VII
воплотил свой замысел
в независимости от светских государей, архиепископов, епископов и
аббатов и остального духовенства, подчинив их себе и лишив императора
Священной Римской Империи Генриха IV право
назначать и наделять властью
епископов и аббатов в пределах своего государства. Император
воспротивился этому и организовал военные
действия, за что был отлучен Папой от Церкви, в итоге Императору
пришлось просить прощения у Папы.
Монашество.
Вспомните,
как появилось монашество на Западе.
Организатором
Западного монашества в формах несколько измененных, в сравнении с
монашеством Восточным, был Бенедикт Нурсийский. Он поселился в одной
из
пещер в подножье горы, желая подвизаться в совершенном уединении.
Монах
близлежащего монастыря приносил ему хлеб и передавал ее по веревке,
спуская со скалы. Его случайно открыли пастухи.
Слава его распространилась и
монахи соседнего монастыря выбрали его своим
настоятелем. Но когда Бенедикт стал вводить в монастыре строгие
порядки,
те же монахи вооружились против него, и он должен был бежать. В
последствии он основал 12 монастырей, в каждом из которых жило 12
монахов. Он приобрел такое уважение, что к нему на воспитание отдавали
своих детей многие знатные римляне. В своих правилах для монахов он не
требует от них лишений, имевших место на Востоке (так как традиции
Восточного монашества с трудом приживались на Западе), а заповедует
единственно порядок, умеренность и трудолюбие. Поступающие в монастырь
должен был выдержать один год испытаний, затем дать письменную клятву
об исполнении
всех монашеских
правил и не оставлении монашеского
звания. Монахи должны заниматься: обработкой полей (средства к
пропитанию), изучением Священного Писания и Христианского вероучения,
переписыванием книг, воспитанием детей, а позже к этому присоединилось
миссионерская деятельность и занятие светскими науками. Монастырь был
общежительным (сравните с Восточными монастырями).
В монашестве
образовались несколько Орденов. Выделим из них три:
§
Францисканский Орден.
Франциск Азсизский, светился любовью ко всему творению
Божию, оставил чудные гимны-молитвы, воспевающие такую любовь.
Орден основанный учениками Франциска, назван Орденом
«нищенствующих» т.к. они жили вместе со своим учителем в нищете.
(В истории Русской
Церкви также существовало течение нестяжателей, возглавляемое
Нилом Сорским – придерживались пути Марии из Евангелия). Франциск
имел стигматы;
§
Домениканский Орден основан
Домеником. Цель –
проповедь католичества и борьба с ересями.
Позднее он был связан с Церковным судом, который назывался
Инквизицией и вел жестокую борьбу с еретиками и свободомыслием
(Коперник был
казнен за отрицание бессмертия души);
§
Общество Иисуса, или Орден Иезуитов. Был
основан гораздо позднее, уже в XVI в.
Игнатием Лойелой –
испанским солдатом, который получил
богословское образование в Париже. Общество Иисуса в 1540 г.
было официально
утверждено Папой. Цель – проповедь католичества. Построено по
типу военной организации. Особое внимание Орден уделял созданию
школ, университетов, работе с молодежью. В 16-17 в. Их
деятельность в Польше
была во многом направлена
на борьбу с протестантизмом и обращение Православных в
католичество.
В настоящее
время католическая церковь насчитывает более 2-х десятков монашеских
Орденов.
Развитие
богословской мысли на Западе в средние века.
Богословие в
средние века стало называться схоластикой (схола – школа), развивалось
в
виде стройной системы, охватывало все знания о Боге и Его творении в
свете Священного Писания и традиции отцов Церкви. Но ученые-богословы
этого периода часто обращались, также, и к трудам Аристотеля и
Платона.
Схоластика – это университетская философия, которой занимались
средневековые ученые. Из этих чисто церковных высших школ выросли
знаменитые университеты, которые существую и в наше время: Оксфорд – в
Англии и Сорбонна – в Париже. В этих центрах мысли и науки развивались
не только богословие и философия, но и математика, медицина и разные
естественные науки. Церковь сыграла, таким образом, огромную роль в
развитие европейской культуры, науки и образования. Средневековая
философия была основана на синтезе разума и веры. Одной из основных
точек зрения был неоплатонизм, считавший материальный мир
несовершенным
отражением мистического единства. Другое направление – схоластика –
основана на логике Платона. Основные представители богословия этого
периода: Плотин (неоплатоник), Блаженный Августин, Боэций, Петр Абиляр
и
Фома Аквинский.
Влияние Пап
не оставалось постоянным. В 14 -15
вв. наступил период критических
трудностей. Папы попадали под влияния более сильного короля (отдельные
страны), что наносило урон Католической Церкви, как организации,
имеющей
всемирный характер. Во время англо-французской войны 14 в., когда Папа
был под властью французского короля, англичане говорили: «папа
француз,
но Иисус Христос – англичанин».
Попытки
получения независимости от императора.
Такую попытку
предпринял Папа Николай
II (1059г).
Он установил своим декретом, что Римского Папу
избирает коллегия кардиналов, которых назначал Папа. Папа считался
избранным, если за него было подано не менее 2/3 бюллетеней.
Но в 14 в. эта система стала давать сбой, т.к. кардиналы объединялись в
соответствии с интересами тех государств, которые они представляли. С
1378 года начался
период раскола в Католической Церкви, продолжавшийся 39 лет, когда
соперничающие партии кардиналов избирали своих Пап, не считаясь с
волей
большинства.
Новые
религиозные течения возникали
в связи с недовольством многими
установлениями Римской Католической Церкви.
1.
Катары (чистые) обвиняли католическое духовенство в нравственной
испорченности, признавали необходимость заменить их новым
совершенным» духовенством (Франция).
2.
Вальденсы «Лионские бедняки» (Франция,
затем Италия). Считали необходимым
следовать идеалу бедности, который объявляли апостольским.
Обвиняли Католическое духовенство в недостатке святости.
Для борьбы с
данными религиозными течениями, рассматривающимися католиками как
ереси,
Папы Иннокентий III,
основал специальный орган –
Инквизицию («следствие» лат.). В задачу трибуналов инквизиции
входило выяснение того, является
человек еретиком или нет. Если еретик не раскаивался, то он лишался
Церковной защиты, и
светская власть могла подвергнуть его сметной казни через сжигание
на костре.
Стали
возникать и другие религиозные течения, заложившие основу для
возникновения Протестантизма (Англия – учение проповедника Джона
Уиклифа
– Оксфорд, Чехия – Ян Гус – Пражский университет, его критика
католической церкви шла на фоне роста национального самосознания
чехов).
Гуманизм и
Возрождение. Вторая
половина 15 - 16 вв. ознаменованы расцветом философской мысли,
литературы и искусства. Гуманизм ставил в основание человеческой
жизни свободу разума и личности. В искусстве, прежде всего,
художественном, часто обращались к античному искусству, как эталону,
т.к. в нем особое внимание обращалось на гармонию в человеке.
Основные
черты искусства эпохи Возрождения:
§
внешняя гармония человека (золотое
сечение);
§
реалистичное изображение (особенно
постарался Леонардо да Винчи в изучении анатомии);
§
архитектура была
очень пышной и роскошной.
Показ
иллюстраций
Реформация.
Основоположником
Реформации был Мартин Лютер. Причины реформации:
1.
Богатство Папского дворца и роскошь жизни высшего духовенства в
противоположность бедности обычных христиан.
2.
Продажа индульгенций – грамот, отпускающих грехи, которое
основывалось на католическом учении, о том, что Папа, как
приемник апостола Петра, может использовать неиссякаемый
источник Божьего милосердия для освобождения покаявшихся
грешников от грядущего наказания. Индульгенции разрешали грехи
не только живых людей,
но и
умерших, для спасения их душ. Кроме того, индульгенцию
можно было купить на несколько лет вперед.
Поводом для
начала Реформации стал приезд доминиканского монаха, продававшего
индульгенции в город, где жил Лютер. Началом Реформации считается 31
октября 1517г. Одним из поводов
стало и желание политической
независимости немецкого
государства от Папы. Это
движение получило название протестантизма в связи с характером
протеста.
Течения в
Реформации: кальвинизм, англиканство.
В ответ на
Реформацию католическая церковь предприняла ряд реформ,
санкционированных Тридентским Собором (г. Тридент 1545-1547 гг.) 1551
-1552, 1562-1563гг. Это движение католической церкви получило название
КОНРРЕФОРМАЦИИ.
В начале 17
в. в Англии возникло движение «пуританство» (очистители).
Они противостояли
Англиканской Церкви прежде всего ее иерархическому принципу. В 1640 г.
составили большинство в Парламенте, а в 1641г. – ограничили власть
короля. В 1642г. – развязали гражданскую войну, в январе 1649г –
казнили
короля и в мае - провозгласили в Англии республику. Но в 1658г.
пресвитериане (умеренные пуритане) заключили союз с монархистами, в
1660г - восстановили английскую монархию, а на следующий год
государственную Англиканскую Церковь. Группы крайних пуритан
эмигрировали в Северную Америку и основали там Новую Англию.
Дальнейшие
судьбы протестантизма.
Протестантизм оставался неустойчивым и продолжал свое деление на более
мелкие организации,
большинство из которых признаются
сейчас сектой.
Секта
-
иерархически устроенная
псевдорелигиозная, коммерческая,
психотерапевтическая,
политическая,
образовательная
организация, или группа, практикующая:
1. Обман
при привлечении новых адептов.
2.
Психологическое, нравственное, финансовое, физическое давление на
своих членов.
3.
Подчиняющие волю человека воле лидера (гуру) или некой системе.
4.
Замкнувшаяся в своих узких интересах несовпадающих с интересами
общества, безразличных, или противоречащих им.
Основные
течения:
§
Пресвитериане;
§
Баптисты;
§
Конгрегационалисты
§
Квакеры;
§
Методисты;
§
Адвентисты седьмого дня;
§
Пятидесятники;
§
Неопятидесятники;
§
Мармоны.
Существенные
изменения, произошедшие в протестантизме, в ХХ в.
1.
Привлечение женщин к служению пастерами (методисты – 50-е годы,
лютеране. В Норвегии в 90-е годы появилась первая женщина –
епископ).
2.
Экуменическое движение (1910г. – создание комиссии по подготовке
всемирной христианской конференции «Вера и церковное
устройство». Цель – достижение единства христиан, выражение –
совместное участие в евхаристии. С 20-х г. в экуменических
конференциях, а позднее во всемирном Совете Церквей - 1948г.
- принимают
участие, также, представители Православных
и Древне-Восточных Церквей, использующие свое участие для
свидетельства своего понимания природы Церкви Христовой, ее веры
и связанного с ней
Христианского
единства. Цели достигнуты
лишь частично).
Следует отметить, что
это шаг, наряду с женским священством,
сделал бесперспективным диалог Западной и Поместных Православных
Церквей о возможности признания последними апостольского
преемства западной иерархии и установления с ними
евхаристического общения.
Католическая
Церковь в 18 – 20-х вв.
пережила антиклерикальные
настроения
и прямую проповедь атеизма (Франция 1789-1794г). Первый Ватиканский
Собор (1869-1870), от
участия в котором отказались Восточные патриархи,
утвержден догмат о Папской непогрешимости. От католической церкви
отделились
некоторые католики, не принявшие догмата о непогрешимости Папы
(старокатолики). Второй Ватиканский Собор (1962-1965) утвердил
соборную
жизнь (собираются Синоды епископов) |
Монашество на
Западе распространилось с Востока.
Первым познакомил
Запад с Восточной монашеской жизнью святой Афанасий Великий. Большое
влияние на развитие монашеской жизни оказали Амвросий Медиоланский
(Амвросиальное
пение) и Иероним , Августин. |