Программное содержание:
Дать детям первоначальные сведения о колоколах.
Закрепить с детьми знания о строении колокола.
Воспитывать любовь к историческому прошлому.
Ход занятия
Детям предлагается рассмотреть иллюстрации, фотографии с изображением различных колоколов.
Воспитатель
Вы догадались, что изображено на этих фотографиях, картинах?
Ответы детей.
Воспитатель
Колокол-это ударный сигнальный музыкальный инструмент. А вы знаете, для чего нужны были колокола?
Ответы детей.
Воспитатель
Мощные звуки колокола созывали народ во время беды, несчастья, извещали о
приближении неприятеля, о пожаре. Раздавался удар, или как говорили на
Руси – крик колокола.
В обыденной жизни звучали колокола при встрече высокого гостя,
размеряли время, сообщали о важных событиях, украшали перезвоном
праздники и гуляния. Звон колоколов призывал православных христиан в
церковь на утреннюю или вечернюю службу, провожал в последний путь. По
этому поводу в народе даже сложилось шуточное выражение: "первый звон -
чертям разгон, другой звон- перекрестись, а третий - облокись, да в
церкву поторопись".
Кроме своего непосредственного предназначения, колокола иной раз
использовались совершенно неожиданно. Так на псковской таможне в средние
века колокола применялись при взвешивании товаров, вместо гирь.
Колокола и их звоны вызывали в народе любовь и почитание.
Но что же было до колоколов?
Показ рисунка била и клепала.
Воспитатель
В древние времена на Руси для получения звуковых сигналов употреблялись
била и клепала. Это металлические или деревянные доски, по которым
ударяли колотушкой.
Дети рассматривают фотографию с изображением била Псково-Печерского монастыря.
Воспитатель
Это дуга длиной около 2,5 метров, которая прикреплена к столбу, по ней ударяют колотушкой.
Начало употребления колоколов приписывается египтянам. Известны были
колокола в Китае, Японии. В русских летописях впервые упоминается о
колоколах в 988 году. А еще на Руси колокола всегда сравнивали –
уподобляли с живыми существами. И мы с вами познакомимся поближе с
колоколом.
Перед детьми выставляется схема строения колокола, дети рассматривают, сравнивают составные части колокола с частями тела.
Воспитатель
Главное достоинство колокола состоит в том, чтобы он был звонок и имел
густой сильный гул. А это зависит от толщины краев его тела. Если край
тонок, то колокол выйдет звонкий. При большой толщине звук будет силен.
С детьми проводится дидактическая игра "Составь колокол".
Цель игры: закрепить знания детей о составных частях колокола.
Материал:
12 разрезанных колоколов (на подгруппу детей), их составляющие: уши, матица, верхний пояс, нижний пояс, язык.
Ход игры:
Детям раздают разрезанные карточки. Из составных частей составляют целое. Дети отвечают на вопросы воспитателя:
1. С чего начинается колокол? (С ушей.)
2. Что является основой колокола? (Плечи, матица.)
3. Где располагается орнамент? (На верхнем, нижнем поясах.)
4. Что раскачивают у колокола? (Язык.)
|