Цели урока:
А) образовательные:
- Дать представление о нравственных и духовных ценностях православия;
Б) развивающие:
- Развивать у ребят нравственное мышление;
- Формировать способности учащихся к аналитическому мышлению через
работу с текстом, умения сопоставлять, делать обобщения и выводы;
В) воспитательные:
- Формировать у ребят систему духовно-нравственных ценностей и научить с их позиций оценивать свои действия и поступки;
- Воспитывать любовь к отечеству.
Задачи:
А) образовательные:
- Познакомить учащихся с историей Рыжковского храма и иконы Успения Пресвятой Богородицы;
- Показать схожесть судеб русских храмов;
Б) развивающие:
- Развивать личность, способную самостоятельно открывать для себя
новые знания, основываясь на изучении материала по истории родного
края;
В) воспитательные:
- Воспитывать уважение к наследию родного края.
Предварительная работа: подготовить сообщения о появлении
чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы, прочитать тема 9
с.135-137, тема 13 с.180, тема 17 с.219-221 учебника «Духовное
краеведения Подмосковья»
Оборудование урока:
- Учебное пособие. Духовное краеведение Подмосковья. Автор: Шевченко Л.Л. Под редакцией Антоновой Л.Н.
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Выставка книг «Храмы Южного Подмосковья»
- Раздаточный материал «История Рыжковского храма»
Основные понятия: Молитва, икона, чудотворная икона, храм, духовные ценности, святыня.
Тип урока: комбинированный.
План занятия:
- Организационный момент
- Постановка цели и задач занятия. Актуализация знаний
- Определение темы занятия. Постановка проблемного задания
- Изучение нового материала
- Выполнение проблемного задания
- Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный момент.
Создание обстановки, способствующей усвоению новых знаний.
II. Постановка целей и задач занятия. Актуализация знаний.
«Любовь к родному краю, взлелеявшему и вырастившему нередко целые
поколения дедов и прадедов наших, только одна эта ЛЮБОВЬ способна
выработать того настоящего гражданина, который нам был всегда
желателен, а теперь прямо необходим»
Е.Н. Клетнова
– Как вы считаете, какая главная идея этого высказывания?
Да, речь идёт о том, что, не зная истории своей страны, своего
родного края, нельзя стать настоящим гражданином. Эти слова очень
актуальны сегодня. Чтобы возродилась Россия нужно понять, что мы –
наследники страны великой культуры, истории, что русский народ внёс
большой вклад в мировую науку и культуру.
«Без духовно-нравственного воспитания мы Россию не спасём», - сказал
Алексий II. Чтобы сохранилась и изменилась к лучшему жизнь на нашей
планете, надо многое менять. Менять поведение людей, их отношение к
Богу, друг к другу и к окружающему миру. Мы не можем переделать весь
мир. Но мы можем изменить в лучшую сторону себя, тем лучше и радостнее
будет наше общество. Итак, жизни по заповедям Божьим надо учиться.
Нравственность не отделима от понимания Бога и Его промысла о человеке и
о его назначении. Недаром говориться, где нет Христа, там нет и
нравственности.
Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо
вернуться к тому, чем жил наш народ в далёком прошлом: усвоить душой
высокие идеалы добра, красоты, любви к людям, к своему родному дому и
краю.
III. Определение темы занятия. Постановка проблемного задания.
На уроках обществознания мы изучали классификацию ценностей.
– Какие виды ценностей вы знаете? (материальные, духовные).
– Как вы думаете, о каких ценностях мы будем говорить на уроке? (о духовных)
– Что относится к духовным ценностям? (Монастыри, храмы, иконы, мощи святых)
Очень много людей живёт сегодня, ориентируясь на материальные
ценности. Во главу угла жизни таких людей поставлен поиск удовольствия и
стремление избежать временных земных страданий. Но приходит час,
минута, когда и эти люди обращаются к Богу и меняют свой образ жизни.
– Как вы считаете, какие знания нужны человеку, чтобы он стремился
следовать требованиям добра, жить по заповедям, определённым Богом,
служить Отечеству, людям?
Правильно. Надо знать православную картину мира, историю православной
религии и культуры, духовные традиции и идеалы России. В каждом уголке
нашей Родины есть святыни, которыми мы должны дорожить, сохранять их
для наших потомков.
– А что такое святыни? (Это святые места или предметы, связанные с
жизнью святого, мощи, т.е. останки почившего христианского святого)
Тема нашего занятия: «Святыни земли Русской. Дорога к храму»
Сегодня мы совершим путешествие в далёкое прошлое нашего края, а именно в деревню Рыжково, в храм Успения Пресвятой Богородицы.
Проблемное задание:
По словам митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия, мы живём
в «трудное, но и благодатное время – время духовного возрождения
нашего Отечества»
– Что имел ввиду митрополит Сергий? Постараемся ответить на этот вопрос по ходу нашего занятия.
IV. Изучение нового материала.
Для активизации познавательного интереса учащихся им было предложено провести исследование:
Ученики нашей школы провели опрос. Они задали один и тот же вопрос
ученикам, учителям и родителям: «Что такое храм?» и получили следующие
ответы:
- Храм – это памятник русской культуры, который надо бережно сохранить.
- Храм – это дом Бога.
- Храм – это один из символов христианской веры.
- Храм – это место, где священник совершает богослужение.
– Как вы считаете, какой из ответов правильно и точно отражает смысл и значение храма в русской православной культуре?
В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что все представленные
ответы верны. Варианты должны быть записаны на доске под темой урока,
чтобы в течение всего занятия быть перед глазами учащихся и
мотивировать их к размышлению.
– Как христиане по-другому называли церковь? (храм, собор)
– Почему «собор»? (Собирались все вместе молиться)
Отсюда и слово «соборность» - единство всех со всеми. Это чувство
возникает из ощущения общности духовных стремлений и переживаний. В храм
идут все: и убогий, и богатый, и хворый и крепкий телом, и старый, и
младенец. В горе и в радости: крестины, венчание, отпевание усопшего.
Соборность – это духовная жизнь народа. Когда человек участвует в
соборной службе, его душа глядит в вечность.
Предварительная работа с учебником дома:
Прочитать текст учебника «Духовное краеведение Подмосковья» тема 9
с.135-137, тема 13 с.180, тема 17 с.219-221 и ответить на вопросы:
- Что общее есть в судьбе храмов? (многие были разрушены, использовались под складские помещения и др.)
- Почему храмы были разрушены?
- Какую потерю ощутили русские люди и культура?
- Какое значение сегодня имеет возрождение храмов?
Посмотрите внимательно на фотографию храма Успения Пресвятой Богородицы.
– Какие чувства вы испытываете, глядя на это фото. Можете выйти к
доске и написать, какие это чувства. Учащиеся пишут: вера, радость,
любовь, умиротворение.
Демонстрируется фото разрушенного Успенского храма
– Какие чувства испытываете, глядя на это фото?
Учащиеся пишут: стыд, скорбь, печаль, надежда.
– Скажите, так что же двигало людьми при разрушении храмов? (ответы детей)
Учитель: Забытая, заброшенная церковь . Истерзана душа и у тех, кто
служил в ней, кто ходил на богослужения, и у тех, кто смотрит на нее и
не может ничего сделать, и, наверно, у тех кто, разрушая эту церковь,
разрушал себя, как Человека.
Учитель просит детей ещё раз вспомнить результаты опроса «Что такое храм?» и зачитать их. (Можно вернуться к слайду)
– Из курса истории вспомните, какое место на Руси выбирали для строительства храма? (место на возвышенности)
– Почему?
Учитель: Храм в Рыжково был построен в красивом месте, на
возвышенности и напоминал местность Иерусалима. Село Рыжково также
расположено между двумя ручьями, сливавшимися в один поток, который
впадает в реку Нару, как и Иерусалим, раскинувшийся между долиной
Иосафата, по которой течёт поток Кедрон, и долиной Еннома, где тоже
есть ручей. Они сливаются недалеко от Силоамской купели, местоположение
её подобно нашему колодцу при въезде в село. На запад от Рыжковской
церкви Успения, по другую сторону пруда, возвышался лесок аналогично
Гефсиманскому саду в Святом городе. На востоке от церкви был когда-то
курган (теперь неприглядный карьер). На его плоской вершине всегда
отмечали всем селом языческие и православные праздники. Курган был
подобен Сионской горе.
Учитель: Познакомимся с историей создания Успенского храма в деревне Рыжково.
Работа с текстом в группах.
Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.
Текст 1:
В ….. году Наталья Кирилловна Нарышкина стала женой царя Алексея
Михайловича. Она повелела поставить в …….., где была родовая
усыпальница её предков, новый великолепный храм…………. с приделом в честь
вознесения Господня. С именем молодой царицы и её братьев связано
возникновение на Руси выдающихся произведений архитектуры – храмов,
которые по облику своему были так своеобразны и выразительны, что
историки выделили их в особый стиль, называемый…………. Замечательным
образцом этого стиля и был храм в Рыжкове. Его выстроили из красного
большемерного кирпича с украшениями из белого камня. Он имел пять глав
и………. кокошников по верху и выглядел очень нарядно. Храм был
бесстолпным.
Ключевые слова (1671, Рыжкове, Успения Богородицы, «нарышкинское барокко», три ряда)
Текст 2:
С храмом связано много ………….. Стольник Андрей Ильич Безобразов
(1614-1690) построил храм в селе по …….., который он дал по смерти отца
своего, Ильи Осиповича в 1670году. Заготавливали материал для
строительства здешние …….. Камень-известняк брали с берегов………..,
металлические связи, лопаты – на Угодском и Истьинском заводах. Строили
московские мастера с 1680 по 1684 года. Руководил строительством
………..из стрельцов. В нашей церкви были и дары Безобразова: наперсный
серебряный – вызолоченный крест.
Ключевые слова (исторических имён, обету, крестьяне, Нары, Иван Кузнечник)
Текст 3:
Известны и дары храму Натальи Кирилловны Нарышкиной (1651-1694) –
…… Петра I. Это…….. с её надписью, две шитые золотом …….. с двенадцатью
праздниками, евангелие в серебряном вызолоченном окладе чеканной
работы. Здесь, по преданию, погребались её …….. Два паникадила были
пожертвованы её отцом, Кириллом Полуэктовичем Нарышкиным (1623-1691). В
церкви хранились и дары………. Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича: 2
колокола и 12 миней месячных.
Ключевые слова (матери, сосуд, иконы, предки, царевичей)
Проверка текста путём чтения вслух.
Изображение иконы Успения
– Что изображено на этом слайде? (икона)
– Как называется эта икона? (ответы детей)
Учитель: Это икона Успения Пресвятой Богородицы
– Что такое икона?
– А вы знаете, что с иконой можно разговаривать?
– Каким образом можно разговаривать с Господом? (через молитву)
– У вас дома есть иконы?
– Чтобы вы попросили в данный момент у Господа перед иконой? (ученики пишут на листочках, а затем по желанию зачитывают).
Учитель: С историей создания Рыжковского храма связано красивое
поэтическое предание о явлении чудотворной иконы Успения Пресвятой
Богородицы. К сожалению, рыжковская икона не сохранилась.
В начале занятия мы говорили о том, что храмы на Руси строили на
возвышенных и красивых местах. Нельзя не сказать об изрядных красотах
избранного чудотворной иконой места своего пребывания. Как в старину
говорили: «Место пре нарочито и красно вельми», а святые отцы учили,
что «видимые красоты страны являются знаком силы и мощи, и благополучия
государства, а духовные украшения (знамения и чудеса) означают
святость тому, что мы получили от Природы и Бога»
Выступление учеников с легендой об иконе.
Задание для групп: Слушая выступления, подготовить по 2 вопроса, которые затем нужно задать одной из групп.
Ученик 1:
Крестьянин Феофан из деревни Сядрино как-то отправился в лес и там, в
чаще, на месте, которое называлось Рыжково, вдруг увидел светящийся
столп, идущий «от земли до неба». Через какое-то время, прейдя в себя
от страха, Феофан медленно приблизился к источнику света и увидел на
рябине икону. Несколько раз он протягивал руки, чтобы взять образ, но
тот «не дадеся ему». Феофан пошел позвать своего духовного отца,
священника Игнатия Васильева. Они вернулись вдвоем к чудесному месту,
но и о.Игнатий образ взять не смог. И тогда к месту явления иконы
отправился многолюдный крестный ход, на который собрались жители всех
окрестных селений, уже прослышавшие о чуде. С молебным пением люди
преклонили колени, воссылая хвалу Господу, и чудотворный образ был
принят на руки священником. Икона была перенесена в соседнюю Троицкую
церковь. И сразу от нее начались исцеления.
Ученик 2:
Но на третий день явленный чудотворный образ Успения Богоматери
вновь удалился на прежнее место в лес. И вновь отправился туда крестный
ход. Во время молебна послышался громовой глас, возвестивший: «Здесь
подобает быти Пресвятыя Богородицы Честнаго Ея Успения образу». О
необыкновенном событии поспешили сообщить боровскому воеводе Афанасию
Нефедьеву. К чести воеводы, он был истинно верующим человеком и, как бы
мы сказали сегодня, не был бюрократом. Он быстро сам приехал в Рыжково
(а это от Боровска более 70 км). Поклонился с молитвой чудотворному
образу и повелел воздвигнуть на месте явления часовню. В то же время
незамедлительно послал гонца в Москву к Вели- кому князю Василию III.
Ученик 3:
Великий князь пожелал перенести образ в Кремлевский Успенский собор и
отправил в Рыжково посольство – священников и знатных бояр, чтобы они
«со всею подобающей честию и благоговением принесли чудную икону». Пока
везли икону, по дороге тоже случилось несколько исцелений. Благоверный
Великий князь с многолюдным крестным ходом и священным собором вышел
навстречу святыне. Икона торжественно была поставлена в Успенский
собор. И здесь, по молитвам страждущих, тоже свершилось много чудес:
«Всякая немощь от болящих бежаша, токмо бы чудный образ приходяще с
верою». Но опять на следующий день после литургии чудный образ исчез.
Это принесло страх и печаль. Однако вскоре пришло известие, что икона
вновь объявилась в часовне на прежнем месте. Тогда Великий князь
повелел построить на том месте храм и основать девичий монастырь.
Игуменье и двенадцати сестрам было положено годовое жалование. При
монастыре возникло сельцо. С тех пор, с первой трети XVI века было
установлено празднование явления образа Царицы Небесной 1 июля (по ст.
стилю).
Ученик 4:
Перед угрозой польского нашествия в 1609 году рыжковский священник
Иов перенес чудотворную икону в Успенский собор в Кремле. Поляки сожгли
и разрушили храм и монастырь в Рыжкове, да и само село. Но пришел день
освобождения от захватчиков – 22 октября 1613 года. По ликующей
столице бродил один опечаленный человек – священник Иов. Сохраняемой им
явленной святыни в Успенском соборе не было. Прошло немало времени, но
все же икона нашлась. Она была вновь обретена в поселке Успенском на
камнях разрушенной поляками Успенской церкви в 20 км от Рыжкова. Вскоре,
в неделю Жен Мироносиц икона вновь была поставлена в Рыжкове. И
появился обычай праздновать еще один день явления чудотворного образа –
в неделю Жен Мироносиц.
Сказание обо всех этих событиях было написано на специальной доске и много лет хранилось в храме.
Проверка задания по группам.
– В каких случаях русский человек обращался к иконе с молитвой?
– Приведите примеры из истории, собственного опыта, когда по молитвам приходила помощь
Чудеса исцеления происходили во все времена существования рыжковской иконы.
Инсценировка о воскрешении умершего мальчика.
Автор: Летом 1510 года простолюдин вёз больного
сына к чудотворному образу иконы Успения в Рыжково. По пути мальчик
внезапно умер. Оказавшись у иконы, простолюдин пал на колени и со
слезами обратился к иконе
Простолюдин:
Привёз я сына в храм для исцеленья,
Но по пути случилось тела тленье.
Господь, раба усопшего к себе прими!
Остались с матушкой теперь одни.
Автор: Посмотрев в последний раз на своё чадо,
простолюдин замер от изумления. Он увидел своего сына живым и здоровым,
а рядом с ним ангела.
Ангел:
Чудо из чудес! Чудо из чудес!
Наш мальчик воскрес!
Радостно поёт скворец,
Что мальчик воскрес!
Наш мальчик воскрес!
Воспоём хвалу и честь!
Исчезла ночь и мгла.
Сияет светом свод небес,
Поют колокола.
Поют о празднике любви,
О чуде из чудес!
Автор: Тогда простолюдин возвратился в церковь и воздал хвалу чудотворному образу.
Простолюдин:
Понял я теперь прекрасно,
Что свершилось чудо вновь,
Только вера и любовь
От страстей нас исцеляют
И друг с другом примиряют.
Я и сам отныне буду
Верить, что возможно чудо!
Учитель: Данная инсценировка показывает, чудеса исцеления рыжковской
чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы. Известен факт, что в
последней четверти XVII века Н.К.Нарышкина привозила к иконе своего
сына-царевича, будущего императора Петра I. Он бывал здесь и после
смерти матери. Молился у чудотворной иконы, пил воду из святого
источника у въезда в Рыжково. Источник существует и сейчас, он обихожен
– над ним маленькая часовенка и листочки с мемориальным текстом.
Чудотворная икона и драгоценные дары исчезли сразу после революции, а
храм был разрушен в 50-е годы XX века. Мастерство строительства
зодчего Ивана Кузнечика было отменным. Остатки стен рыжковского храма
перенесли все невзгоды. Именно остатки стен высотой около 9 метров
стоят нерушимыми и сейчас.
Верующие мечтают восстановить храм. Он очищен от мусора. В отличие от
многих заброшенных храмов здесь царит чистота и порядок. Для
дальнейших работ нужны деньги, но и их пока нет. Жители деревни и
окрестных населённых пунктов надеются на возрождение храма.
V. Выполнение проблемного задания.
– Почему митрополит Сергий назвал наше время не только трудным, но и благодатным? (ответы детей)
Вывод:
Сегодня, когда в каждом доме висят иконы, когда открыто можно носить
крестик, ходить в церковь, молиться, не верится, что в России было
другое время, когда рушили храмы, расстреливали священников, жгли
костры из икон. И это происходило по всей стране.
Да, были богоборческие времена, когда само слово Бог запрещали
произносить. Дико. Правда? Но Бог поругаем не бывает, и сегодня Россия
выходит из пелены беспамятства, просыпается интерес к своим корням,
вере своих отцов и дедов.
VI. Домашнее задание.
Маршрутами духовного краеведения подготовить сообщение о судьбе соседней Троицкой церкви. |