Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 08:24:26
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ [114]
ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ [44]
САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ СВЯТЫЕ И ЧУДОТВОРЦЫ РОССИИ [52]
ОСНОВЫ ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ. 8-9 КЛАССЫ [61]

О чем поют колокола?
Цели занятия:1. Познакомить учащихся с основными видами колокольного звона.
2. Показать, какую значимость имеют колокола в русской литературе и искусстве.
3. Учить сравнивать колокольную музыку и различать виды колокольного церковного звона.
4. Закрепить знания об истории происхождения колоколов.
5. Воспитывать любовь к христианству и Православной Церкви.
Оборудование: картины И. Левитана «Вечерний звон», «Над вечным покоем», пословицы, загадки, мультимедийное оборудование, художественные краски, заготовки колоколов из бумаги.
Ход занятия
  1. Организационный момент(готовность учащихся к занятию: наличие тетрадей, учебников, дневников, красок).
  2. Повторение.

Из земли взяли, на огне грели,
Опять в землю положили;

А как вынули-стали бить,

Чтобы мог говорить.

? Ребята, о чем говорит загадка?

?Какие бывают колокола?
(Сторожевые, всполошные или
набатные,вечевые,вестовые, путевой колокол, метельный)

?
И главные колокола? (Церковные) (слайд). Они продолжают жить и зовут народ к жизни – к жизни духовной.
?Где размещают колокола?
(На высоких колокольнях; чем выше колокольня,
тем дольше слышен колокольный звон, развивающийся под куполом небесным).

?Как поясняется в церковных книгах смысл колокольни?
(Она – есть гора. С которой Господь благовествовал Евангелие, и мачта корабля, ?где находится наблюдатель, возвещающий об опасности или о приближении долгожданной цели, это вершина земной истории человечества, на которой прозвучит архангельская труба и известит о Христе).
?
Какая самая высокая колокольня в России? (Самая высокая колокольня в Москве – «ИВАН ВЕЛИКИЙ», ее высота с крестом 83,66 метров, до такой высоты она была достроена в 1600 году царем Борисом Годуновым. Имя свое колокольня получила от церкви Иоанна Лествичника, которая оказалась под колокольней).
?Какие давали имена колоколам? Почему? (слайд)
(Колоколам, как и людям, давали имена: Царские (жертвованные царскими особами храмам и монастырям),Ссыльные (сосланные царями за какую-либо «провинность»), Карнаухие (с отрубленными ушами),Лыковые (разбитые и связанные лыком), Пленные (взятые во время войн в качестве трофеев), Голодарь (которые благовестили в Великий пост), Лебедь (с сильным, резким звуком, напоминающим крик лебедя),Козел ,Баран (с неровным дребезжащим звуком), Гавриил, Георгий, Крест, Неопалимая Купина (получили имена в честь святых, архангелов, церковных праздников).

?
Какие были особенные колокольчики и какое они имели значения? ( На высоких колокольнях не обходились без особых колокольчиков под названием «кандия»,или «звонец»:они подавали сигнал звонарю, находящемуся на колокольне о том, что пора звонить).
?Откуда пришли колокола?
(Древнейшие предки колокола -колокольчик и бубенец - были обнаружены у многих народов: китайцев, египтян, этрусков, скифов. Первыми начали употреблять колокола египтяне: древний народ Египта использовал колокола в праздничных священнодействиях в честь одного из своих богов – Осириса. Были колокола у греков. В Афинах колокола при храмах Прозерпины призывали на богослужение. С глубокой древности применялись колокола в Китае и Японии. Больше всего ученые считают родиной колокольчиков и колоколов Китай. Потому что в Китае впервые научились отливать бронзу, там же были найдены древнейшие колокольчики, которые относятся к 20 – 21 векам до Рождества Христова. Эти колокольчики прообраз- колоколов – имеют небольшие размеры:4,5 и 5,7 см. В Китае очень увлекались колокольной музыкой, а технология отливки колоколов достигла такого совершенства, что позволяла изготавливать колокола с заранее заданным тоном звучания).
? Какое придание рассказывает об отлитии первого христианского колокола?
(По преданию, в Южной Италии, в городке Нола итальянской провинции Кампаньи, которая славилась хорошим качеством меди, епископ Павлин Милостивый (353-431 гг.) отлил первый колокол для церкви. Епископ Павлин Милостивый Нольский широко известен как духовный писатель и церковный деятель. Однажды, удрученный людским неверием и равнодушием, епископ Павлин с особым сердечным жаром взмолился Спасителю примерно так: «Воззови, Господи, гласом Своим к этой бедной темной земле. Соедини сердца наши. Дай нам чувствовать дыхание Твое, чтобы сердца наши слышали призыв Твой и души не блуждали в безграничной темноте. Открой облака, которые разделяют нас с Тобой».     Измученный духовными переживаниями и трудами, епископ заснул на высоком холме. И во сне увидел ангелов, сходящих с облаков к холму.  Усыпанному росшими здесь цветами – колокольчиками.  Ангелы раскачивали стебли цветов, и пространство наполнялось дивным, серебристым звоном, исходившим от колокольчиков. После духовного озарения епископ Павлин Милостивый распорядился из сплава меди, олова и висмута отлить первый колокол, по форме похожий на колокольчик, а по звукам – на ту прукрасную музыку, которую он слышал).
?Какие предметы и приспособления называют предками прообразами колокола
?(Ученые предполагают, что слово «колокол» сохраняет корень греческого слова «калкун», что означает клепало или било (от слова «бить» ). Это деревянные и металлические приспособления – доски с молотками – колотушками. Такие простые звучные приспособления использовались у многих православных народов для призыва на богослужение. Для наибольшей «музыкальности» использовались «звонкие» материалы: для клепала – медь или чугун, а для била – клен, ясень, бук. В некоторых монастырях Святой горы Афон до сих пор используются било и клепало.
?Какие колокола были на Руси
?(Обычно колокола отливали из колокольной меди или бронзы, но на Руси были колокола серебряные, позолоченные и даже глиняные, которые использовались в Соловецком монастыре) .
?Что вы знаете о Царском серебряном колоколе?(слайд)

(Царский серебряный колокол в 20 пудов (более 327 кг) появился 5 июня 1890 года в Харькове в память о чудесном спасении семьи Александра 3 в 1888 году, когда поезд, возвращавший царскую семью из Крыма, сошел с рельсов на территории Харьковской губернии. Из членов царской семьи никто серьезно не пострадал. Поэтому духовенство Харьковской епархии решило увековечить это событие отливкой невиданного ранее из чистого серебра колокола в 10 пудов. Любовь к государю и царской семье была огромной, а благодарность Богу за их спасение оказалась столь велика, что пожертвования превзошли все ожидания, было собрано денег и серебряных предметов на двадцатипудовый колокол. Но, к сожалению, этот колокол не сохранился).
?Назовите известных русских мастеров – литейщиков.
(Иван Федорович Моторин и его сын Михаил)
?Сколько в 1917 г.в России звонило колоколов?
(более 1 миллиона).
?Чем прославился на Руси Михаил Моторин?
(Руководил отлитием современного Царь-колокола).
?Расскажите, что вы знаете о Царь-колоколе? (слайд)

(Вершиной колокольного искусства стал Царь- колокол. Голландский путешественник, посетивший Москву в 1675 году, писал, что раскачивают его 50 человек и от его звона дрожит и трясется земля. Висел он на особых деревянных подмостках около колокольни Ивана Великого. Надпись на Царь-колоколе говорит, что его предшественник был отлит в 1654г., имел вес 8000 пудов и благовестил с 1668 до 1701г. 19 июня 1701г.во время пожара колокол упал, был поврежден и оставался безгласен до 1731г., когда царица Анна Иоановна приказала вновь отлить Царь-колокол. Начал работу талантливый русский мастер Иван Федорович Моторин с сыном Михаилом. Переплавляли Царь-колокол дважды, первый раз, в1731году-неудачно. Иван Федорович умер, и следующая переплавка колокола в 1735г.была поручена его сыну Михаилу Моторину. 23 ноября 1735г.по окончании Литургии в Успенском соборе был совершен крестный ход, потом молебен, после чего начали топить печь для плавки меди. 25 ноября литье колокола было завершено благополучно. Однако этому колоколу не суждено было звонить. Царь-колокол не был поднят из литейной ямы и находился в земле, а 29 мая 1737г.деревянный сарай над ямой загорелся во время пожара, разбушевавшегося в Москве и охватившего многие здания Кремля. Народ сбежался спасать колокол, боясь, чтобы он не расплавился, стал заливать колокол водой. Колокол был спасен, но от перепада температуры от него отломился край. Пробыв в земле 103 года, только в 1836г. Царь-колокол был поднят на поверхность и поставлен на пьедестал. И теперь Царь-колокол находится в Кремле – никогда не звонивший памятник колокольного искусства. Вес его более 12000 пудов-204тонны, высота-6,14м. крупнейший современный действующий колокол в России-«Царь-колокол», поднят на колокольню Свято-

Троицкой Сергиевой Лавры в 2004г., вес 72тонны.

3.Сообщение темы занятия.

? О чем поют колокола? Церковные звоны в России стали народным искусством. Каждая колокольня с колоколами представляет собой неповторимый музыкальный инструмент, а звонарь – уникальный исполнитель. Немало на русской земле виртуозов – звонарей, владеющих вдохновенным искусством колокольного звона. Русские звонари никогда не настраивали колокола по классическому звукоряду, но подбирали их по собственному опыту и вкусу.
(читает ученик)

…Твой черед настал,
Молодой звонарь,
Пробуди простор,
Посильней ударь.
? Господи, помилуй.?
С музыкой такою
Хоть иди на смерть!
Много ли тебе,
Русь Святая, петь?

О колоколах сложилось много легенд, сохранились наблюдения, что под колокольней не живут крысы, что колокольный звон способствует выздоровлению, заживлению ран. По народным поверьям, влиянию ночного колокола не могут противостоять сами нечистые силы, и шабаш их тотчас же пропадает с первым ударом колокола, равно как теряет силу всякое волшебство, всякое гадание.
Звук колокола производит иногда отрезвляющее, спасающее действие на человека, находящегося на краю нравственной и физической гибели, говоря ему о чем-то таком, что выше его страданий, что может дать новое содержание его жизни и о чем он забыл.
Пасхальный звон неоднократно служил темой для поэтических народных приданий и легенд. Особенной популярностью среди народов пользуется рассказ об архангельском злодее-душегубце.
В древние времена, в дремучем лесу на большой вологодской дороге жил лихой человек. Много душ христианских загубил он на своем веку, много вдов и сирот обездолил, и росла о нем слава по всей Русской земле.

Когда бы не встретил тот лихой человек, -старца ли старого, молодца ли удалого или женщину с ребятами малыми, никого не оставлял в живых.

 И вот, однажды, под самое светлое Христово Воскресенье, вышел он ночью в лес и начал ожидать жертву. А тем временем из Тотьмы в Вологду шел человек,- спешит он праздник великий встретить дома.
Заслышал шаги лихой человек, бросился с ножом, но в это самое время пронесся могучий удар церковного колокола, а за ним другой, третий…

Остановился, как вкопанный, лихой человек, а пасхальный звон широкой рекой разливается и тонет в глубине леса…

Не выдержал злодей, разрыдался, выронил нож из рук и, бросившись к путнику, голосом, полным слез, проговорил:

?Христос Воскресе!..

А церковный звон разливался все шире и радостней и, казалось, вся природа на его могучие раскаты отвечала:

? Воистину Воскресе!..

И с той поры пошел лихой человек в обитель святую замаливать свои грехи великие…

В этом поэтическом предании ярко рисуется отношение нашего народа к церковному звону, в котором он слышит голос Бога, и даже закоренелый злодей и тот возрождается, пробужденный его могучими раскатами…
Виды колокольных церковных звонов.

В России каждый христианин различал язык колокольных звонов. При всем разнообразии колокольных ансамблей в православной культуре соблюдается определенный порядок колокольных звонов. Различают два основных вида церковных звонов: благовест (призыв, которым прихожане созываются на службу) и собственно звон (звон во все колокола или несколько колоколов).
Благовест звонят в один колокол. Благовест звонят к утрени, вечерни и к часам перед Литургией. Строится благовест так:3 редких удара, медленных и протяжных до полного угасания звука, затем идут удары более короткие, в них как бы слышен призыв: «К нам…к нам…к нам…».
К торжественным Литургиям- воскресным и праздничным- за благовестом начинается собственно звон, в котором используется четыре вида звона: перезвон, перебор, двузвон, трезвон. (слайд)

Перезвон- это поочередные удары в каждый колокол, начиная с большого до самого малого, так несколько раз.
Перебор-
медленный звон поочередно в каждый колокол, начиная с малого до самого большого. После удара в большой колокол ударяют во все колокола вместе сразу, так повторяется много раз. Перебор выражает грусть, скорбь утраты и используется при похоронных обрядах, поэтому называется также похоронным или погребальным звоном.
Двузвон-
это звон во все колокола дважды, в два приема, совершается на Всенощном бдении.
Трезвон-
это звон, при котором звонят во все колокола в три приема с паузами между ними. Трезвон совершается на Всенощном бдении и Литургии.
Лучшие звонницы России. (слайд)

Лучшими по тону признаны ростовские колокола. Со всего мира приезжают сюда послушать знаменитую колокольную музыку. Хороши в Ростове Великом не только колокола, но и замечательна сама колокольня, от устроения которой также во многом зависит звон. Исторические ростовские колокола: Сысой, Полиелейный, Лебедь, Ясак, Голодарь, Баран, Козел, Красный. 30 колоколов здесь располагаются в одну линию, а звонари становятся на колокольне так, чтобы видеть друг друга и согласовывать с другими звонарями свое участие в музыкальном ансамбле.
На Пасху, после праздничного богослужения, позволялось всем желающим подниматься на колокольню и звонить в колокола сколько хочется.
Другой замечательный русский город- Звенигород. Когда говорят о звенигородских звонах, имеют в виду прекрасный ансамбль колоколов звонницы Саввино - Сторожевского монастыря. Со временем в монастыре было собрано много колоколов, в конце 19 века их было 19.
         Колокол - в русской литературе и искусстве.
Насколько большое значение имеет колокольный звон в явлениях нашей русской жизни, это можно видеть из того, что колокол и колокольный звон неоднократно были предметом воспроизведения в различных областях нашего искусства. Так, ни у одного из европейских народов нет столь многочисленных изображений звона в музыке, как у нас, имеющих целый ряд опер и пьес с воспроизведением звона. (слайд)

  1. Жизнь за царя, опера Глинки, 5-й акт.
  2. Борис Годунов, опера Мусоргского,-пролог.
  3. Князь Игорь, опера Бородина,1-е действие 2-я картина и 4-е действие.
  4. Псковитянка. Р. Корсакова, 1-едействие, вече.
  5. Пасхальная увертюра. Р. Корсакова.
  6. 1812-й год, увертюра Чайковского. И другие.

Глядя на картины Ивана Левитана «Вечерний звон» и «Над вечным покоем» , попробуйте услышать колокольный звон.
? Как вы думаете, какие звоны подошли бы к этим картинам? Как бы они звучали? («Вечерний звон»-печально, нежно, задушевно; «Над вечным покоем»-грустно, скорбно, задумчиво)
? Какое настроение навивают эти картины?

4.Проверка домашнего задания.

? Вам нужно было подобрать загадки о колокольном звоне и о колоколе. (слайд)
1.Звонко звякнет, Утка крякнет собирайтесь детки, К одной матке»

2.Выду на вывой. Ударю в гой, гой,- Утешу Царя в Москве, Разбужу короля в Литве, мертвеца в земле, Игуменью в келье, Малу дитю в колыбели»

1. «Кричит без языка, Поет без горла, Радует и бедует, А сердце не чует»

2. «Из земли взяли, На огне грели, Опять в землю положили; А как вынули- стали бить, чтобы мог говорить»

3. «В церковь других созывает, А сам в ней не бывает»

4. Я- мертв, но живым вещаю о радости и горе и чем  больше бьешь меня, тем больше говорю о Боге»

5. Рефлексия

Ребята раскрашивают колокола, дарят их гостям. (На обратной стороне колокола написаны слова Паоло Мантегацца «Колокол, это – голос церкви, зовущий издалека и посылающий равномерный привет дворцу и лачуге»).

6.Итог занятия  (читают ученики)

Колокол русский, народный,
Колокол Церкви святой!
Чуден твой голос свободный,
Люб отголосок мне твой.

 

К Богу во храм призывает
Стройная звуков волна,
Москву кругом оглашает,
Грешников будит она.
Чуть над Москвой пронесется
Первый торжественный звон-
Всюду народом кладется Господу Богу поклон.

 

С первым к обедне ударом
Шапки снимают долой
Крестится всякий не даром,
К небу стремится душой.
Чистые, чудные звуки
Любо душою ловить,
Ими тревожные муки

В сердце больном хоронить.

Колокол русский, народный,
Колокол Церкви святой!
Чуден твой голос свободный,
Люб отголосок мне твой.


Категория: КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ | Добавил: tineydgers (10.12.2010)
Просмотров: 1785 | Теги: православие, основы христианской этики, воскресная школа, религия, Библия для детей. христианское, конспект занятия по христианской эт | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0