Начало урока
Учитель. Какие впечатления и ощущения
остались у вас после прочтения жития Сергия
Радонежского?
Дети.
— Удивился чудесным возможностям героя.
— Захотелось посетить святые места. Это
реальные места, а значит, и чудотворство Сергия
Радонежского было возможно.
— Мне было сложно читать, так как в тексте
много новых слов, фраз из молитв.
— Такого не бывает, но читать было интересно.
— Сергий всего себя отдал Богу, это трудно
понять и представить.
Учитель. Какие из слов, называющих наши
эмоциональные состояния, подошли бы к вашим
после знакомства с текстом жития?
(На доске записаны слова: восхищение, изумление,
преклонение, неверие, безмолвие, восторг,
радость, грусть, скорбь, сострадание, боязнь,
боль, ужас.
Далее желающие из детей выбирают подходящие
для эмоционального состояния слова, объясняют
свой выбор.)
Учитель. Какими словами охарактеризован
в тексте жития Сергий Радонежский? Приведите
примеры обнаруженных вами эпитетов, перифраз.
Дети. Преподобный, богоносный, новый
чудотворец, благоразумный отрок, светильник
миру, совершенный муж, служитель Святой Троицы,
блаженный...
(Учитель обращает внимание на богатство и
яркость словесной характеристики героя в тексте
жития.)
Учитель. Можно ли считать названные
слова и словосочетания синонимичными? Какое из
слов вы бы поставили во главу синонимического
ряда, почему?
Дети. Это слова преподобный и блаженный,
так как они чаще встречаются в тексте.
Учитель. Размышляем над словами. Какое
слово, хорошо знакомое вам, "спряталось” в слове
преподобный?
Дети. Подобный, то есть похожий.
Учитель. На кого, по-вашему, похож Сергий
Радонежский?
Дети. На Бога, на святого Иоанна Предтечу (с
ним сравнивается герой в тексте).
Учитель. Что обозначает приставка пре- в
русском языке?
Дети. Она близка к значению слова очень.
Учитель. Знаете ли вы, почему герой в
отрочестве изменил имя Варфоломей на Сергий?
Дети выдвигают свои гипотезы.
— Имя Сергий больше похоже на русское имя.
— Имя Сергий лучше сочетается со второй
частью — Радонежский.
— Он изменил жизнь и поэтому сменил имя.
Учитель. Есть толкование, согласно которому
римское имя Сергиус (V–I в. до Р.Х.)
произошло, возможно, от сервус, что означало
"служитель”.
Дети. Значит, само имя героя можно соотнести
с делом всей его жизни — служением Богу.
Учитель. Обратимся к другой характеристике
Сергия Радонежского.
Блаженный — счастливый, божий угодник.
Вспомним стихи о евангельских блаженствах.
Кого Библия называет блаженными? Кто обретёт
счастье на небесах?
(Учитель читает часть из Нагорной проповеди
Иисуса Христа («О путях к блаженству»); дети,
обращаясь к своим отметкам в тексте, находят
доказательства того, что позволяет считать
Сергия Радонежского блаженным.)
Блаженны нищие духом… ("Кто я такой,
грешный, худейший из людей?..”)
Блаженны плачущие (Заплакал ещё в
утробе матери.)
Блаженны кроткие (Захотел убежать от
славы.)
Блаженны алчущие и жаждущие правды… (Молитвою
вооружил к победе над монголами, простил
поселянина.)
Блаженны милостивые (Воскресил
отрока, исцелял болящих…)
Блаженны чистые сердцем (Прощение
поселянина.)
Блаженны миротворцы (Успокаивал
ропщущих на Бога монахов, вооружал молитвой
воинов, призывал к смирению.)
Блаженны изгнанные за правду
(Справился с бесовскими силами, пророчество о
гибели гордого и коварного Михаила.)
Далее на уроке обсуждаются способы создания
художественного образа героя в жанре жития, при
этом отмечается преобладание характеристик
через поступок, поведение, отношение к событиям. (Житие
= жизнь.)
Дети читают и комментируют характеристики
героя, используя текст жития.
Во время ответов детей останавливаю их
внимание на церковной лексике и значениях слов,
которые объясняются в сносках учебника; формы
обращения в молитвах Боже, Отче (при этом
отмечается факт существования в древнерусском
языке формы звательного падежа); другие слова и
обороты речи, характерные как для текстов
духовной литературы, так и для древнего языка.
Семиклассники знакомы с понятием вводных слов,
их в тексте жития много. Обнаруживая в работе с
текстом вводные конструкции, ребята объясняют их
роль. Они замечают, что присутствие вводных
конструкций указывает на рассказчика (он как бы
наш скрытый собеседник), и его отношение ко всему,
о чём он ведёт рассказ, тоже можно обнаружить по
содержанию вводных слов…
Задание, которым заканчиваю этот урок:
сопоставьте своего кумира и идеал верующего
человека далёкой Древней Руси. Какие качества
героя жития вы бы хотели видеть у своего кумира?
Частыми среди ответов оказались следующие
качества: простота, скромность, внимание к людям,
доброта и милосердие.
Домашнее задание.
1. Выпишите из текста жития 3–5 предложений,
которые содержат причастия и деепричастия. Как
часто встречаются слова этих частей речи в
древнем тексте?
2. Составьте словарик церковной лексики или
кроссворд для запоминания этих слов.
|