Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 21.12.2024, 20:14:14
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ [114]
ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ [44]
САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ СВЯТЫЕ И ЧУДОТВОРЦЫ РОССИИ [52]
ОСНОВЫ ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ. 8-9 КЛАССЫ [61]

Образ святого в духовной литературе

Начало урока

Учитель. Какие впечатления и ощущения остались у вас после прочтения жития Сергия Радонежского?

Дети.

— Удивился чудесным возможностям героя.

— Захотелось посетить святые места. Это реальные места, а значит, и чудотворство Сергия Радонежского было возможно.

— Мне было сложно читать, так как в тексте много новых слов, фраз из молитв.

— Такого не бывает, но читать было интересно.

— Сергий всего себя отдал Богу, это трудно понять и представить.

Учитель. Какие из слов, называющих наши эмоциональные состояния, подошли бы к вашим после знакомства с текстом жития?

(На доске записаны слова: восхищение, изумление, преклонение, неверие, безмолвие, восторг, радость, грусть, скорбь, сострадание, боязнь, боль, ужас.

Далее желающие из детей выбирают подходящие для эмоционального состояния слова, объясняют свой выбор.)

Учитель. Какими словами охарактеризован в тексте жития Сергий Радонежский? Приведите примеры обнаруженных вами эпитетов, перифраз.

Дети. Преподобный, богоносный, новый чудотворец, благоразумный отрок, светильник миру, совершенный муж, служитель Святой Троицы, блаженный...

(Учитель обращает внимание на богатство и яркость словесной характеристики героя в тексте жития.)

Учитель. Можно ли считать названные слова и словосочетания синонимичными? Какое из слов вы бы поставили во главу синонимического ряда, почему?

Дети. Это слова преподобный и блаженный, так как они чаще встречаются в тексте.

Учитель. Размышляем над словами. Какое слово, хорошо знакомое вам, "спряталось” в слове преподобный?

Дети. Подобный, то есть похожий.

Учитель. На кого, по-вашему, похож Сергий Радонежский?

Дети. На Бога, на святого Иоанна Предтечу (с ним сравнивается герой в тексте).

Учитель. Что обозначает приставка пре- в русском языке?

Дети. Она близка к значению слова очень.

Учитель. Знаете ли вы, почему герой в отрочестве изменил имя Варфоломей на Сергий?

Дети выдвигают свои гипотезы.

— Имя Сергий больше похоже на русское имя.

— Имя Сергий лучше сочетается со второй частью — Радонежский.

— Он изменил жизнь и поэтому сменил имя.

Учитель. Есть толкование, согласно которому римское имя Сергиус (V–I в. до Р.Х.) произошло, возможно, от сервус, что означало "служитель”.

Дети. Значит, само имя героя можно соотнести с делом всей его жизни — служением Богу.

Учитель. Обратимся к другой характеристике Сергия Радонежского.

Блаженный — счастливый, божий угодник.

Вспомним стихи о евангельских блаженствах. Кого Библия называет блаженными? Кто обретёт счастье на небесах?

(Учитель читает часть из Нагорной проповеди Иисуса Христа («О путях к блаженству»); дети, обращаясь к своим отметкам в тексте, находят доказательства того, что позволяет считать Сергия Радонежского блаженным.)

Блаженны нищие духом… ("Кто я такой, грешный, худейший из людей?..”)

Блаженны плачущие (Заплакал ещё в утробе матери.)

Блаженны кроткие (Захотел убежать от славы.)

Блаженны алчущие и жаждущие правды… (Молитвою вооружил к победе над монголами, простил поселянина.)

Блаженны милостивые (Воскресил отрока, исцелял болящих…)

Блаженны чистые сердцем (Прощение поселянина.)

Блаженны миротворцы (Успокаивал ропщущих на Бога монахов, вооружал молитвой воинов, призывал к смирению.)

Блаженны изгнанные за правду (Справился с бесовскими силами, пророчество о гибели гордого и коварного Михаила.)

Далее на уроке обсуждаются способы создания художественного образа героя в жанре жития, при этом отмечается преобладание характеристик через поступок, поведение, отношение к событиям. (Житие = жизнь.)

Дети читают и комментируют характеристики героя, используя текст жития.

Во время ответов детей останавливаю их внимание на церковной лексике и значениях слов, которые объясняются в сносках учебника; формы обращения в молитвах Боже, Отче (при этом отмечается факт существования в древнерусском языке формы звательного падежа); другие слова и обороты речи, характерные как для текстов духовной литературы, так и для древнего языка.

Семиклассники знакомы с понятием вводных слов, их в тексте жития много. Обнаруживая в работе с текстом вводные конструкции, ребята объясняют их роль. Они замечают, что присутствие вводных конструкций указывает на рассказчика (он как бы наш скрытый собеседник), и его отношение ко всему, о чём он ведёт рассказ, тоже можно обнаружить по содержанию вводных слов…

Задание, которым заканчиваю этот урок: сопоставьте своего кумира и идеал верующего человека далёкой Древней Руси. Какие качества героя жития вы бы хотели видеть у своего кумира?

Частыми среди ответов оказались следующие качества: простота, скромность, внимание к людям, доброта и милосердие.

Домашнее задание.

1. Выпишите из текста жития 3–5 предложений, которые содержат причастия и деепричастия. Как часто встречаются слова этих частей речи в древнем тексте?

2. Составьте словарик церковной лексики или кроссворд для запоминания этих слов.

Категория: КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ | Добавил: tineydgers (28.05.2013)
Просмотров: 1429 | Теги: православие, воскресная школа, религия, Библия для детей. христианское, основы религиозных культур и христи | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0