Цели: 1. Помочь учащимся осознать смысл библейской легенды о
Воскресении Христа; 2. Дать эмоционально полноценное представление о праздновании Пасхи на Руси, обычаях, традициях праздника; 3. Способствовать формированию нравственных качеств через ознакомление с христианскими заповедями;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, видеоряд на тему «Пасха», презентация «Праздник Пасхи».
Основные термины и понятия: Пасха Христова, Воскресение, пасхальное яйцо, пасхальный гимн, пасхальная полночь.
Средства наглядности: фотографии пасхальных яиц, куличей, деревянных и костяных, резных и расписных яиц, изображения Иисуса Христа, Марии
Магдалены, репродукция картины «Воскресение Христово. Икона»,
Репродукция икон «Распятие» и «Воскресение Христа», фотографии
пасхальных яиц Фаберже.
План:
1.Организационный момент. (1мин.)
2. Демонстрация видеоряда. Сообщение темы и цели урока.(4мин.)
3. Рассказ учителя. Показ презентации (12мин.)
4.. Работа с учебником.(8 мин)
5. Физкультминутка. (2 мин.)
6. Работа с иллюстрациями, тренажером, контрольными работами, словарем в электронном приложении.(8 мин.)
7. Рассказ и выставка работ учащихся.(6 мин.)
8. Закрепление основных понятий урока. Вывод.(3 мин)
9. Задание на дом.(1 мин.)
10. Использованная литература.
- 1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сейчас мы с вами посмотрим видеоряд и определим тему нашего урока.
2. Демонстрация видеоряда, сообщение темы и цели урока.
Введение нового материала:
(на доске «Пасха - «песах») - Слово «Пасха» образовалась от
древнееврейского слова «песах», что значит - «прохождение» Праздник
Пасхи - один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на
весенние дни. Весна всегда связана со светлыми ожиданиями,
надеждами…Православная Церковь считает Пасху главным христианским
праздником. Этот праздник символизирует победу добра над злом. Светлое
Христово Воскресение- день радостный, светлый. Все события, связанные с
ним, - огромное чудо. Вот просыпается земля И одеваются поля. Весна идет, полна чудес. Христос воскрес! Христос воскрес!
3. Показ презентации:
Слайд № 3: Основные понятия: Спаситель, пасха Христова, кулич, Великий пост.
Слайд № 4: Пасха - это главный праздник в году для всех верующих христианского мира.
В России Пасха считается семейным праздником; за
праздничным столом собираются все родственники, приветствуя друг друга
словами: «Христос воскресе» и
«Во истину воскресе»
Слайд № 5: История праздника. У этого древнего и
популярного, святого праздника очень богатые традиции. Преломившись в
исторических и культурных гранях разных стран, праздник обрёл интересные
и специфические особенности у разных народов.
Слайд № 10: Рассказ про Марию Магдалену: По
преданию, именно Мария Магдалена после воскрешения Иисуса отправилась в
Рим и поднесла императору Тиберию простое яйцо. Конечно, выбрала она
яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе
находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из
известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка. Мария Магдалена
сказала при этом "Христос воскрес!”.
Слайд № 11: Интересный факт: Традиция
обмена крашеными яйцами на Пасху имеет в России давние корни. Известно,
что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху
было приготовлено до 37 тысяч яиц.
Слайд № 12: Одним из первых соединить пасхальное яйцо с ювелирным украшением попытался Фаберже.
Имя Карла Фаберже чаще всего ассоциируется с блестящим искусством
декоративного пасхального яйца. По известным причинам декоративные яиц
фирмы Фаберже до недавнего времени были более известны за пределами
России.
Слайд № 15: Наряду с натуральными (куриными,
лебедиными, гусиными, голубиными, утиными) крашеными яйцами были
деревянные и костяные, резные и расписные. Естественно, своеобразным
эталоном для размера яиц из дерева, кости, фарфора, стекла, камня был
размер яиц натуральных.
Слайд № 16: Кулич занимает важное место в
пасхальном ритуале. Он символизирует память о том, что Иисус Христос
после Воскресения вкушал пищу вместе с апостолами. Причём апостолы во
время трапезы не занимали среднее место за столом, а ставили перед ним
часть хлеба.
Слайд № 17: Самым главным атрибутом Пасхи является,
конечно же икона, изображающая лик Иисуса Христа. Ведь именно его
воскрешение празднуется в этот замечательный праздник. Икона
символизирует вечную жизнь.
Слайд № 18: Пасхальный гимн.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
Христос воскрес из мертвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь!
4. Работа с учебником.
1) Чтение учащихся по учебнику.
2) Словарная работа.
3) Выполнение вопросов и заданий:
- Как вы поняли, почему Иисуса Христа посчитают как Спасителя?
- Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
- Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?
Расскажите.
- Как звучит главный пасхальный гимн? В чем его смысл?
В чем состоит христианский пост?
5. Физкультминутка Праздник Пасхи -
это не только молитвы. У этого праздника всегда была другая сторона. На
Пасху было принято проводить семейные застолья; игры с пасхальными
яйцами - катание и битье. Вот и мы сейчас с вами поиграем.
«Чокаться» яйцами, стукнув тупым или острым концом крашеного крутого
яйца о яйцо соперника - также древняя традиция. Выигрывает тот, чье
яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.
6. Работа с иллюстрациями, тренажером, контрольными работами, словарем в электронном приложении.
Это интересно:
1.Наш еженедельный праздничный день мы называем воскресенье в честь
великого христианского праздника Пасхи — Воскресения Господня.
У православных — это первый день недели, хотя обычно, в быту,
мы называем первым днём недели понедельник. Но это неверно, так как
жизнь, новая духовная жизнь, должна начинаться с духовного воскресения
человека. Этот день был установлен святыми апостолами вместо еврейского
праздника субботы. В этот день люди не должны заниматься житейскими
делами, так как Сам Бог освятил этот день для отдыха: «И совершил Бог
к седьмому дню дела свои... и почил, и благословил Бог седьмой день,
и освятил его...
7. Рассказ и выставка работ учащихся.
Дети рассказывают, как они встречают, светлую пасху в семьях и как
празднуют этот праздник в нашей церкви Казанской Божьей Матери.
Конкурс рисунков и подделок детей на тему: Пасха.
8. Закрепление основных понятий урока. Вывод.
Вывод: Таким образом, Пасха
Христова к началу 20- го века приобрела устойчивые традиции
празднования в России в каждой крестьянской семье. В дни Великого поста в
домах устанавливался такой распорядок, при котором взрослые и дети
постигали тайну жизни Христа и Его Воскресения.
Резвиться и шалить в эти дни, было грешно. Дети хорошо понимали это.
Вместе с взрослыми они участвовали во всех богослужениях Великого
поста и Пасхи. Когда подрастали – строго постились, ходили на церковные
службы, причащались. После причастия домашние поздравляли своих чад, как
именинников, преподносили подарки, все радовались духовному очищению
маленького человека.
Подготовка к празднику Светлого Христова Воскресения создавало в
семье удивительную атмосферу любви и единения. Традиции, заведенные
издавна освященные именами прабабушки и прадедушки открывали малышу
смысл Праздника праздников, дарили утешения в дни Великого поста.
Значит, Пасха Христова – Праздник праздников и Торжество
торжеств - объединяет всех людей в прощении и любви. И пусть в 21 веке
от Рождества Христова праздники, посвященные Его Рождению, жизни и
Воскресению, обретут традиции в каждой семье и станут любимыми
праздниками детства.
9. Задание на дом: Подготовить рассказ на тему: «Как мы отмечаем Пасху дома?»
|