Когда восстановлен был Завет с Богом, Моисей
объявил израильскому народу
повеление Божие о построении
походного храма или, как он был назван, скинии (палатки). Для построения храма
люди собрали много золота, серебра, меди и других необходимых материалов.
Когда строительство скинии было закончено, то её покрыло облако, и слава Господня
наполнила скинию.
Скиния состояла из трёх частей: Святое Святых,
Святилище и двор. Сама скиния, или священный шатёр, стояла посреди
четырёхугольного двора, окружённого бронзовыми колоннами, которые соединялись
перекладинами. Стены скинии были сделаны из шестов и брусьев дерева ситтим
(акация), а крыша была покрыта сначала двумя шерстяными покрывалами с
изображением херувимов, а затем двумя покрывалами из бараньих кож.
Священный храм-шатёр делился на две половины: Святое
Святых и Святилище, отделявшиеся друг от друга расшитой золотом шерстяной
завесой. Святое Святых являлось самой главной частью храма. В нём находился
Ковчег Завета, который представлял собой ящик из дерева ситтим, обложенный
внутри и снаружи коваными золотыми листами. Крышка Ковчега, называвшаяся
«очистилищем», сделана была из чистого золота. На обоих её концах были два
изображения херувимов. Ковчег считался самой большой и главной святыней храма.
Моисей, по повелению Божию, положил в Ковчег скрижали, а перед Ковчегом
поставил сосуд с манной.
Только первосвященник, и то однажды в год, имел право
входить во Святое Святых для окропления жертвенной кровью крышки Ковчега. В
этот день он приносил жертву за грехи всего Израиля. Первосвященник был
главным хранителем закона и наблюдал за его исполнением.
Ветхозаветная скиния была прообразом Церкви Христовой,
в которой жертвой за грехи всех людей стал Сам Иисус Христос.
Наступил второй год после выхода евреев из Египта. В
двадцатый день второго месяца облако присутствия Господня поднялось над
скинией. Это был знак, по которому евреи должны были собираться в путь.
Заиграли серебряные трубы. Израильтяне свернули шатры и двинулись на
северо-восток, к границам обетованной земли, то есть той земли, которую Бог
обещал дать для жизни евреям. Длинная колонна странников шла в заранее
установленном порядке.
Шествие открывали левиты, они несли на шестах Ковчег
Завета, разобранную скинию и священные сосуды. Когда священники поднимали
Ковчег Завета, Моисей говорил: «Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и
побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!» Когда же народ делал остановку, и
левиты опускали Ковчег, тогда Моисей говорил: «Возвратись, Господи, к тысячам и
тьмам Израилевым!» За левитами шли племена, каждое под своим знаменем, а в
конце гнали огромные стада овец и вьючных ослов. Колонну охраняли специальные
вооружённые отряды и высланные вперёд разведчики.
Хотя от Синая до Ханаана, куда Бог вёл евреев, по
прямому пути было не очень большое расстояние, но, ввиду отсутствия хороших
дорог, евреи медленно и с большим трудом пробирались по горным ущельям и
долинам Синайского полуострова.
Наконец, после тяжёлых испытаний и невзгод, израильтяне
дошли до южной границы Ханаана.
Чтобы перейти границу и начать военные действия
против ханаанских княжеств, Моисею надо было иметь точные сведения о военном
могуществе страны. С этой целью он посылает в Ханаан двенадцать соглядатаев
(разведчиков). «Пойдите в эту южную страну, - поучал их Моисей, - и взойдите на
гору, и осмотрите землю, какова она, и народ живущий на ней, силён ли он или
слаб, малочислен ли он или многочислен?»
Разведчики, не встречая никаких препятствий, с успехом
выполнили порученное им задание. Спустя сорок дней они вернулись в лагерь и в
доказательство плодородия обетованной земли принесли виноградную ветвь с одною
кистью ягод, такую тяжёлую, что её на шесте несли двое, также гранаты и
смоквы. И рассказывали Моисею: «Мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в
ней подлинно течёт молоко и мёд, и вот плоды её; но народ, живущий на земле
той, силён, и города укреплённые, весьма большие ...не можем мы идти против
этого народа, ибо он сильнее нас».
Разведчики начали распускать молву о земле, которую
они осматривали, между израильтянами, говоря, что видели там исполинов, перед
которыми чувствовали себя как саранча. Израильтяне снова впали в отчаяние. «О,
если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне этой! -
оплакивали они свою судьбу. - И для чего Господь ведёт нас в землю эту, чтобы
мы пали от меча? Жёны наши и дети наши достанутся в добычу врагам. Не лучше ли
нам возвратиться в Египет?»
Только два разведчика - Иисус Навин и Халев старались
успокоить взбунтовавшийся народ и убеждали маловеров, что с Божьей помощью
можно овладеть Ханааном, для этого евреям надо иметь только крепкую веру в
Того, Кто так чудесно вывел их из Египта. Однако люди с яростью накинулись на
Иисуса Навина и Халева, собираясь побить их камнями. Смельчаков спасло только
то, что они спрятались во дворе скинии. Разъярённая толпа обступила скинию и
хотела побить камнями не только Иисуса Навина и Халева, но и своего вождя и
первосвященника.
Вдруг слава Господа в виде облака осенила скинию.
Господь повелел Моисею сообщить народу о том, что ни один израильтянин старше
двадцати лет не удостоится милости войти в обетованную землю. В течение сорока
лет (по числу сорока дней пребывания соглядатаев в обетованной земле) израильтянам
предстоит скитаться в пустыне, и в пустыне старшее поколение закончит свою
жизнь. Только тем, кому ещё не исполнилось двадцати лет, то есть поколению,
рождённому и воспитанному уже в условиях свободной жизни, суждено вступить в
землю обетованную. Наказание не распространялось, однако, на Иисуса Навина и
Халева. В награду за непоколебимую веру в промысел Божий их ожидала высокая
честь - вести молодое поколение в Ханаан.
Весть о сорокалетнем странствовании в пустыне
опечалила израильский народ. На следующий день зачинщики бунта, собрав большое
войско, решили самовольно, без благословления Божия, предпринять завоевание
обетованной земли, но при первом же столкновении с амаликитянами и ханаанеянами
были разбиты. Только после этого евреи смирились, и Моисей вновь обрёл власть
над своим народом.
Очень важные слова. Скиния. Святое Святых. Обетованная
земля. Соглядатаи.
Домашнее задание. Человек может молиться Богу в любом
месте. Подумай, почему Бог дал повеление построить скинию? |