Основные понятия
урока: душа – Дар Божий, отличия человека от животных, свобода, внутренний
мир человека, «болезни души».
Материал для
организации работы с учащимися
Размышления о душе
Прочитайте вместе с
детьми рассказ и поговорите о душе,
выстройте свои вопросы:
- Что означает
«болезнь души»? Как Коля заразил свою душу? И как она стала чистой?
- Была ли у Коли
свобода на добрые поступки и плохие? Почему человек иногда выбирает зло? От
чего это зависит? Из чего выстраивается внутренний мир человека?
- Как понимаете вы понятия «добрая душа» и «злая душа»?
Колина совесть
Борис Ганаго
Коля живёт в детском доме. Он не знает ни своей мамы, ни
папы. Зато знает своих воспитателей. Их у него трое, но Ольгу Андреевну он
любит больше всех. Она и приласкает, и конфетку принесёт, и сказку расскажет. А
однажды Ольга Андреевна водила всех детей в церковь. В церкви красиво, Коле
понравилось. Там горит много свечек, ходят дяди в длинных одеждах, их называют
священниками. Ещё в церкви живёт Бог. Он добрый и всех любит. Ольга Андреевна
говорит, что Бог стучится каждому в сердечко, только его надо слышать. А Коля
пока не слышал.
Коле не нравится, когда Ольга Андреевна играет с другими
детьми в группе и других гладит по голове. Недавно Ольга Андреевна похвалила
рисунок Нади, а Коля взял и разлил на него воду. Надя плакала, а Коле было
хорошо: нет у неё красивого рисунка. Только вот почему-то Ольга Андреевна сразу
погрустнела, но его, Колю, не ругала.
А сегодня Коля ударил Серёжу: ему показалось, что Ольга
Андреевна дольше всех катала мальчика на качелях. Серёжа сел на скамеечку и
заплакал. Так ему и надо, деловому! А Ольга Андреевна снова стала грустной,
подозвала Колю к себе и сказала:
— Серёже больно. Иди пожалей его и не обижай больше.
"Вот ещё!” — подумал Коля, отошёл к песочнице и надулся:
обиделся на Ольгу Андреевну и решил её больше никогда не любить. Стал играть в
песочнице, нашёл камешек и бросил в сторону воспитательницы. Камешек попал ей
прямо в очки и разбил их... От неожиданности Ольга Андреевна закрыла лицо
руками. Коля испугался, спрятался за беседку. Но Ольга Андреевна не стала на
него кричать, а собрала всех детей, позвала и его, Колю, и повела в группу.
За ужином Коля сидел задумавшись. Почему-то не хотелось
ни булочки с маслом, ни сладкого какао. После ужина дети, как всегда, ждали
сказку. Но Ольга Андреевна сказала, что сказки сегодня не будет, потому что очки
разбились, а без них она не видит. Коле стало как-то тяжело внутри, защемило
сердечко, запершило в горле, захотелось то ли заплакать, то ли подбежать к
Ольге Андреевне, прижаться к её коленям. Он сел в уголок, что-то тяжёлое внутри
не давало ему покоя, мешало играть. Тогда он подошёл к воспитательнице, хотел
что-то сказать и вдруг заплакал.
— Что ты, малыш? — ласково спросила Ольга Андреевна и
обняла мальчика за плечи.
— Мне плохо вот тут! — И Коля показал рукой на то место,
где у него сердце. — Вы не сердитесь на меня?
— Нет, глупенький. Наконец-то у тебя проснулась совесть!
— А это хорошо? — всхлипнул Коля.
— Конечно, хорошо. Это Бог достучался в твоё сердечко! —
И Ольга Андреевна, улыбнувшись, погладила мальчика.
Прочитайте рассказ
и подумайте, в чем заключена его главная мысль. Постарайтесь сформулировать ее
в одном предложении.
Д.Мордовцев
СОРНАЯ ТРАВА
Одна благочестивая мать, вместе со своими маленькими
дочерьми, занималась в своем небольшом огороде вырыванием сорной травы. Работа
шла скоро и весело; дочери поспешно рвали сорную траву, росшую среди овощных
растений, и не замечали, как текло время, потому что кроме своей работы они
были заняты рассказами матери о древних христианских подвижниках. Перед
окончанием работы младшая девочка окинула своим взглядом очищенное место, и ей
жаль стало той травы, которая так красовалась прежде среди гряд, испещряя весь
огород разнообразными цветочками.
"Милая матушка, — сказала она, - я не буду полоть всей
этой гряды. Мне грустно взглянуть теперь на наш огородик: тут так прекрасно
расцветали и репейник, и анютины глазки, и клевер, а теперь все как будто
мертво, и нечем мне полюбоваться”.
Мать согласилась и уважила желание своей еще мало
понимавшей дочери: полугряда огурцов осталась покрытою сорными травами. Недели
через две в огороде стали созревать плоды. Младшая из девочек более всех
томилась ожиданием, — когда же придет возможность сорвать свеженький огурчик
или выдернуть вкусную морковку... Каково же было ее удивление, когда на
оставленной ею невыполотой грядке она не нашла ничего, кроме отцветшей, потому
и не красивой более травы! С печальным видом возвратилась она к своей доброй
матери...
"Милая мама! — сказала она со слезами на глазах. — Ты
знаешь, что я прежде радовалась, смотря на грядку, которую ты мне позволила
оставить покрытою сорною травой... Теперь на ней ничего нет, кроме почти
засохшей травы, тогда как наш огород и зелен, и свеж, и уже принес плоды!..”
На эти кроткие слова раскаяния добрая мать отвечала
ласковым словом утешения и участия.
"Слушай же, мое милое дитятко, — помни, что огород
подобен нашей душе. Как в огороде, так и в нашей душе есть много доброго; но
есть в нем (и еще более) и худое. Что добрые растения в огороде, то добрые
желания в нашей душе; сорная трава — это наши грехи и желания. Как тебе грустно
было смотреть на очищенный огород, потому что он сделался пустым: так грустно и
тяжело человеку оставить свои худые привычки: без них ему жизнь кажется
постылою... Он не оставляет их, не старается истребить — и что же? Они приводят
его на край гибели; все доброе в нем умирает; он перестает любить Бога,
ближних, своих родителей... Вот смерть лишает его жизни, он является перед
Богом, и нет у него ничего, никаких добрых дел; и самые пороки, как тебе теперь
трава, не кажутся ему более приятными; но после смерти нет покаяния. Он
подвергается вечному осуждению. Откройте, дети, Евангелие от Матфея и
прочитайте в главе третьей десятый стих”.
Одна из девочек прочитала: "Уже и секира при корне дерева
лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь”.
"Запомните это место и старайтесь никогда не забыть его,
— сказала мать своим детям. — Дерево, не приносящее плодов, — то же, что сорная
трава. Оно означает человека, не делающего добрых дел, — человека, преданного
пороку. Бегайте же греха, этого сорного растения, которое так часто заглушает в
людях все доброе”.
Вопрос:
Вы, наверное, слышали выражение: «Душа обязана
трудиться». А в чем, на ваш взгляд, должен состоять труд души?
|