Цель:
сформировать представление о раскрытии вероучения Древней
Церковью, о Вселенских Соборах.
Задачи:
образовательные:
-
сформировать представление о раскрытии
вероучения Древней
Церковью в I –
III и IV –
VIII вв., как
об основе становления догм и канонов, о борьбе
Церкви за сохранение сущности христианской
религии;
- сформировать
понятия «ереси», «Символ веры»;
- познакомить с особенностями
раскрытия вероучения на разных Вселенских
Соборах;
- познакомить с именами
Святых Отцов Церкви, защищавших чистоту
православия и не допускали ересей;
воспитательные:
–
воспитывать отношение к
установленным нормам
(канонам) как к
объективным законам (догматам), принятым
Вселенской Церковью и обязательным
для
православного человека, основам веры и отличительным
ее чертам;
развивающие:
–
развивать
общеучебные
навыки:
а)
работы
с
учебником,
б)
записи
тезисного
плана,
в)
конспектирования;
- развивать
интерес к предмету, умение работы с Библией;
- развивать
мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения.
Оборудование:
Учителя |
Учащихся |
1.
С.С.Куломзина. Две тысячи лет. История Христианской Церкви. |
2.
Тетрадь. |
3.
Письменные принадлежности |
Ход
урока:
Деятельность |
Этапы
урока |
Учителя |
Ученика |
I . Оргмомент |
Чтение
молитвы. Проверка готовности к уроку. |
II.
Проверка домашнего задания |
Назовите тему нашего
прошлого урока.
Что вы изучали дома?
Проверяем ваше домашнее
задание. Вы работаете с
карточками. |
Обращение Константина
Великого и новое положение
Церкви в Римской империи. Юлиан Отступник.
Письменно отвечают на
вопросы. |
III.
Активизация
знаний.
Постановка
цели урока |
Какая книга является
главным источником учения
Церкви?
Вспомните, в каком веке
сформировался канон Нового
Завета?
Какие книги составляют
Новый Завет?
Сегодня мы с вами узнаем,
что еще (кроме Нового
Завета) способствовало становлению вероучения Церкви, что могло
послужить поводом для развития вероучения и кто такие апологеты. |
Новый Завет.
К середине II
века.
4
Евангелия: от Матфея, Марка, Луки, Иоанна,
Деяния апостолов,
21
послание Апостолов,
Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
|
|
Когда человек начинает
задумываться о правильности
своих убеждений, поступков?
Так вот в то время во II
веке стали возникать
различные учения сомнительного
толка, заблуждения,
получившие общее название «Ереси».
Записываю на доске:
ересь (от
греч .эресис – избранный образ мыслей)
И Церковь стала считать
своей главной задачей на тот
период сохранение самой сущности христианской религии, как она была
раскрыта в Священном Писании.
Так выдвинулись 2 главные
проблемы:
1. попытайтесь вспомнить
о каком догмате
может идти речь, если мы говорим о Богоявлении и Крещении
Господнем?
2. О чем мы неизбежно
вспоминаем, когда
говорим о том, что Бог сошел на Землю и родился от Девы Марии?
Верно, т.е. о том, как
предвечное Слово Божие –
Единственный Сын Божий стал Человеком, восприняв полноту человеческой
природы.
Но раскрытие этих 2-х
великих тем богословия
приходится уже на следующий исторический период, когда на Вселенских
Соборах они были сформулированы как догматы, т.е. общеобязательные для
каждого христианина истины веры. Это эпоха также может быть названа
святоотеческой, потому что многие из трудившихся тогда церковных
писателей, в чьих творениях на основе Священного Писания раскрывалось
христианское вероучение, получили наименование Святых Отцов или Отцов и
Учителей Церкви.
Сейчас работаем с тетрадью
и учебником.
Читаем учебник и заполняем
таблицу. |
Когда у него возникают
сомнения по поводу их
правильности.
Запись в тетради.
Бог – Троица.
Боговоплощенье. |
Ересь
(автор)
|
Сущность ереси |
Вселенский
Собор, опровергнувший ее
|
Святые Отцы,
апологеты |
Другие
заблуждения
|
1.
Ересь
Киринфа
|
Иисус не Сын Божий, а обычный человек |
|
Евангелие от Иоанна (Ин. 20:31)
|
|
2.
Гностицизм (гнозис - знание)
докеты |
Дуализм: 2 начала: Добро – мир духовный,
зло – мир материальный. Бог –
добро и человек – зло не могут соединиться, значит приход Спасителя на
землю только кажущееся.
|
|
Ириней Лионский «Против ересей»
Феофил «О познании Бога», «О происхождении мира и
человека», «О нравственном совершенстве и древности христианской
веры».
Иустин Философ 1-я, 2-я апология, «Диалог
с Трифоном Иудеем». Опровержение доводов иудеев
против христианства
Киприан примирял тех, кто считал
необходимым отлучить
от Церкви отрекшихся от Христа во время гонений, и тех, кто принимал
отрекшихся
в лоно Церкви после принесения ими покаяния.
Св.
Дионисий, еп. Александрийский преподавал в
христианском училище.
Св. Григорий обращал в
христианство своим примером и
святостью жизни. (сравни с
Иоанном Кронштадтским)
|
Христианство асоциальная секта
Языческие знания признавались вредными
для
христианина
|
3.
Монархианство Савеллий |
Отрицание троичности |
|
Тертуллиан ввел термины: Лицо, Сущность, Единая
Сущность, Троица в Единице.
Ориген «О началах» ввел термин ипостась. |
|
4. Ересь
Ария.
Арианство |
Сын
Божий не предвечен, не рожден Богом Отцом, а
сотворен им хотя и до сотворения всего мира.
|
I Вселенский Собор
Никея, 325 г.
Принятие
Никейского Символа веры
|
Осий. Сын Божий Единосущен
Отцу.
(Никейский
Символ веры)
Св. Александр и Афанасий
|
|
5. Ересь
духоборцев
|
Отрицали Божественное
достоинство Св.Духа |
II
Вселенский Собор.
Константинополь. Включили развернутое учение о Святом Духе, отразили
веру
в Церковь, ее таинства,
веру в воскрешение мертвых и жизни будущего века.
Никео-Константинопольский Символ веры
|
Василий
Великий, Григорий Богослов, Амвросий
Медиоланский (Амвросиальное
пение IV в. Запад)
|
|
6.
Аполлинарианство |
Иисус принял только человеческое
тело, но не был
полноценным человеком. |
|
|
|
7.
Несторианство |
Дева Мария не Богородица, а Христородица, даже
Человекородица |
III
Вселенский собор
|
Св. Кирилл Александрийский.
|
|
8.
Монофизитство
Евтихий
|
Сущность Божественная поглотила человеческую природу
(одна природа вместо единой) |
«Разбойничий
собор»
IV Вселенский Собор (Халкидон)
|
Домн
Папа Лев Великий
|
|
Разделение Церкви из-за неприятия IV
Вселенского Собора |
|
|
V Вселенский Собор попытка наладить
диалог с монофизитами |
|
|
9.
Монофилиты |
Учение об одной воле |
VI Вселенский Собор Осудил монофилитство
|
Максим Исповедник и Мартин Исповедник, Папа Римский |
|
V.
Закрепление |
Вспомните пожалуйста,
Никео-Цареградский Символ веры.
На каких Вселенских
Соборах он был принят. |
Читают.
На I и
II. |
VI.
Обобщение |
Что изучали на уроке?
Что способствовало
развитию вероучения Церкви (каков
повод)?
Что является главной
основой, опираясь на которую
Церковь могла развивать свое вероучение? |
Раскрытие вероучения и
Вселенские Соборы.
Ереси.
Новый Завет. |
VII.
Домашнее задание |
Учебник глава 11, вопросы
после главы.
Таблица в тетради. |
|
|