Царский род Давида пользовался в Иудее огромным
авторитетом, и сын Соломона, Ровоам, после смерти отца беспрепятственно занял
иерусалимский престол. Однако молодому царю нужно было получить согласие
северных колен на своё царствование.
В то время во главе старейшин десяти северных племён
стоял Иеровоам. Представители северных колен пришли к царю и обратились к нему
со следующей просьбой: «Отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нас
и тогда мы будем служить тебе». И сказал он им: «Пойдите и через три дня опять
придите ко мне». И люди возвратились назад. А царь Ровоам стал советоваться со
старцами: «Как посоветуете вы мне отвечать?» Они сказали: «Если ты сейчас
услужишь народу и удовлетворишь их, и будешь говорить им ласково, то они будут
твоими рабами на все дни». Но он пренебрёг советом старцев, и стал
советоваться с молодыми людьми, которые выросли вместе с ним: «Что вы
посоветуете мне отвечать?» И говорили ему молодые люди: «Так скажи народу:
если отец мой обременял вас тяжким игом, то я увеличу иго ваше; отец мой
наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами», то есть плётками с
многими узлами и металлическими предметами на конце. Иеровоам и весь народ
пришли к Ровоаму на третий день, как приказал царь, и ответил им царь по совету
молодых людей.
Возмущённые таким дерзким ответом Ровоама, израильтяне
отказались признать нового царя, послышались возгласы: «Какая нам часть в
Давиде? По шатрам своим!» Десять северных колен решили жить самостоятельно и
провозгласили своим царём Иеровоама. Так держава Давида и Соломона распалась
на два слабых, враждующих друг с другом царства: Израиль, в которое вошло
десять северных колен, и Иудею, в которую вошли два колена.
Хотя евреи разделились на два царства, всё же между
северными и южными племенами было много общего: они говорили на одном языке,
верили в Единого Бога, хранили один закон и имели один Храм в Иерусалиме.
Поэтому можно было предположить, что скоро наступит время, когда они вновь соединятся.
Однако получилось совсем иначе. Иеровоам, первый царь Израильский, видя, как
его подданные на религиозные праздники отправляются в Иерусалимский храм для
жертвоприношений, стал опасаться, что они вновь пожелают объединиться с Иудеей.
Чтобы предотвратить эту опасность, он построил храмы в городах Вефиле и Дане и
отлил двух золотых тельцов для них. Обращаясь к своим подданным, он сказал:
«Не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя
из земли Египетской». Таким образом, царь Израильский не только не захотел
объединяться со своими единоплеменниками, но и старался всячески этому
воспрепятствовать. Для этого он даже оставил Бога, стал поклоняться бездушным
золотым идолам и заставлял поступать также свой народ. Пророк Ахия предсказал,
что за богоотступничество Иеровоам и весь род его погибнет, что вскоре сбылось.
Но и после Иеровоама не стало лучше - цари Израиля
продолжали насаждать идолопоклонство среди народа. Господь через пророков
призывал израильтян к покаянию, но цари и народ остались глухими к
пророческим призывам. Тогда Господь лишил израильтян Своей помощи и ассирийские
цари опустошили Израильское царство, разрушили Самарию, а десять колен
израильских увели в плен, где они перестали существовать как единый народ.
Итак, десять израильских колен нарушили своё обещание,
данное Богу при Синае, и их постигла печальная участь.
Иудейское царство, хотя и было малочисленным, имело
большое преимущество перед Израильским царством. На территории Иудеи находился
Иерусалим - центр религиозной жизни еврейского народа. Многие израильтяне
переселялись в Иудею, чтобы быть ближе к святыне Израиля - Иерусалимскому
храму.
Однако первый царь Иудейский, Ровоам, под влиянием
своей матери, аммонитянки, стал идолопоклонником. По всей стране - на холмах и
под священными деревьями - иудеи начали поклоняться чужим богам. За
отступление от Бога Иудейское царство было вскоре наказано. Фараон Сусаким
опустошил Иудею и часть Израиля. Он ушёл лишь тогда, когда Ровоам заплатил
громадный выкуп, отдав ему величайшие сокровища Иерусалимского храма и царского
дворца. Великолепие и блеск Соломоновых сооружений померкли уже двадцать лет
спустя после их создания: там, где сверкало золото, остались голые стены.
Правившие после Ровоама цари по-разному относились к почитанию Единого Бога: некоторые
уничтожали идолов и учили людей вере в истинного Бога, другие снова впадали в
нечестие идолопоклонства. Например, царь Езекия разрушал капища, разбивал идолов
и срезал деревья, которым народ поклонялся на холмах. Но прежде всего он возобновил
богослужение в Иерусалимском храме. После долгого перерыва с особой
торжественностью была отпразднована Пасха. На праздник в Иерусалим пришли не
только иудеи, но и израильтяне.
Но мирная жизнь Иудеи вскоре была нарушена. Езекия
отказался платить дань царю Ассирийскому, и тот послал своих военачальников с
большим войском в Иерусалим. Они пришли и велели передать Езекии слова царя
Ассирийского: «Что это за упование, на которое ты уповаешь? (Езекия уповал на
помощь Бога.) Ты говорил только пустые слова: для войны нужны совет и сила». И
пришёл Елиаким, начальник дворца, и другие к Езекии в разодранных одеждах, и
пересказали ему эти слова. Когда услышал это царь Езекия, то в знак скорби
разодрал одежды свои и пошёл в дом Господень, а Елиаки-ма послал к пророку
Исаие. И сказал им Исаия: «Так говорит Господь: не бойтесь слов, которые вы
слышали, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского. Он услышит весть и
возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его». Царь же
Ассирийский снова послал послов к Езекии сказать: «Пусть не обманывает тебя
Бог твой, на Которого ты уповаешь, думая: "не будет отдан Иерусалим в
руки царя Ассирийского". Ведь ты слышал, что сделали цари Ассирийские со
всеми землями, положив на них заклятие, - и ты ли уцелеешь?» Езекия взял
письмо, прочитал его, пошёл в дом Господень и там молился: «Господи Боже
Израилев! Правда, о, Господи, цари Ассирийские разорили народы и земли их, и
побросали богов их в огонь; но это не боги, а изделие рук человеческих, дерево
и камень; потому и истребили их. И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки
его, и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один». Пророк Исаия
успокоил его и предсказал, что ассирийское войско не овладеет Иерусалимом, так
как город находится под защитой Самого Господа. Ивту ночь в стане Ассирийском
вдруг умерли сто восемьдесят пять тысяч человек. Когда утром это обнаружилось,
царь Ассирийский прекратил осаду города и вернулся в Ниневию. Иерусалим
остался свободным. Езекия царствовал ещё несколько лет и успел поднять Иудею
из руин.
Однако потом цари иудейские опять стали забывать Бога
и служить идолам. Бог посылал пророков, которые предупреждали, что за это
придут на Иудею великие бедствия, однако люди их не слушали. И вот вавилонский
царь Навуходоносор с огромной армией начал осаду Иерусалима. Царь Иехония, вероятно,
желая спасти Иерусалим от разрушения, покинул город и добровольно сдался
неприятелю вместе со всей семьёй и придворными. Чтобы умилостивить победителя,
он преподнёс ему все драгоценности и сосуды из благородных металлов, какие
были во дворце и Храме. Но Навуходоносор был неумолим. Вместе с царской семьёй
он угнал в Вавилон семь тысяч лучших людей. Среди них был и пророк Иезекииль.
На место Иехонии Навуходоносор назначил царём Седекию. Но новый царь не
вра-зумился и вновь стал делать неугодное Господу. Живший в это время пророк
Иеремия часто обращался к правителям и народу, в пламенных речах призывал
людей покаяться и обратиться за помощью к их Небесному Покровителю. Но иудеи
были глухи к проповеди избранника Божия, они даже посадили его в тюрьму и
жестоко избивали. И вот Навуходоносор снова осадил Иерусалим. Восемь месяцев
длилась эта осада. В городе свирепствовали голод и эпидемии. На улицах валялись
трупы людей, которых не успевали хоронить. Наконец, осаждавшие воины начали
штурм, пробили брешь в стене и ворвались в город. Они убивали, грабили,
поджигали дома. Вскоре Иерусалим превратился в груду развалин. От Храма и
царского дворца остались лишь обгорелые обломки стен и разбитые колонны. Город
перестал существовать. Царь Седекия с семьёй и группой придворных тайно покинул
Иерусалим и бежал в сторону Иордана. Посланный в погоню отряд поймал его близ
Иерихона. Навуходоносор велел убить царских сыновей, а самому Седекии выколоть
глаза и закованного в цепи отправил в Вавилон. Затем победители начали
изгонять жителей из иудейских городов и селений. Десятки тысяч пленных
построили в колонны, связали длинными верёвками и погнали в далёкую чужую
страну. С этого времени в истории иудейского народа начался период вавилонского
плена.
Сильное цветущее царство Давида и Соломона разделилось
и в конце концов перестало существовать из-за того, что одни люди не хотели
уступить другим. Ровоам не захотел уменьшить налоги, а израильтяне не захотели
этого терпеть. Очень часто так бывает в отношениях между людьми. Из-за не очень
важных вещей люди ссорятся, и часто теряется гораздо более важное по сравнению
с тем, о чём они спорили. Однако существует и другая, более глубокая причина
разделения и падения царств. Соломон начал поклоняться идолам. Разве можно
было Богу оставить правителем царя, который приучал людей жить нечестиво?
Поэтому Соломону было предсказано, что у его сына будет отнято царство. Но и
разделившиеся слабые царства могли бы существовать, если бы не забывали Бога.
Ведь Господь готов помочь в любой, казалось бы, самой безвыходной ситуации.
Именно грех и поклонение идолам привели к тому, что Израильское и Иудейское
царства исчезли.
Очень важные слова. Разделение царства. Царства
Израильское и Иудейское. Вавилонский плен.
Домашнее задание. Вспомни, из-за чего была твоя
последняя ссора с кем-нибудь, и подумай, что было бы, если бы ты уступил? |