Когда евреи опять начали увлекаться идолопоклонством,
они вскоре попали под власть филистимлян. Филистимляне были одним из самых
воинственных народов земли ханаанской. Закалённые в боях, закованные в железо,
которое мало тогда было распространено в Ханаане, филистимляне быстро сокрушили
израильтян, так что в течение сорока лет Израиль вынужден был терпеть их иго.
Народ пал духом и стал терять надежду на своё избавление.
И вот, когда евреи осознали свою вину перед Богом,
Господь послал Израилю избавителя по имени Самсон. У его родителей долго не
было детей. Однажды супругам явился Ангел Господень и сказал, что вскоре у них
родится сын, который будет назореем Божиим, то есть не будет пить вина и
стричь волос; с его помощью будет спасён Израиль от филистимлянского ига.
Предсказание Ангела исполнилось. Мальчик, которого назвали Самсон, быстро рос
и вскоре стал юношей с длинными волосами на голове и могучим телосложением. Он
обладал необыкновенной физической силой. Однажды на него бросился молодой
лев. Силач схватил льва, растерзал его, как козлёнка, и как ни в чём ни бывало,
пошёл дальше своей дорогой.
Возмужав, Самсон один стал противостоять обидчикам
своего народа. Филистимлянам это не понравилось, и они решили расправиться с
Самсоном. Их войска вторглись в Иудею и, грозя опустошить страну, потребовали,
чтобы им выдали силача. Испугавшиеся иудеи послали три тысячи воинов в горы,
где в одной из пещер скрывался Самсон. Узнав, что иудеи не хотят убить его,
Самсон добровольно вышел из пещеры и позволил связать себя верёвками. Когда же
он был доставлен в лагерь филистимлян и те стали его оскорблять, Самсон
разорвал верёвки как нитки, схватил ослиную челюсть, валявшуюся на земле, и в
гневе накинулся на своих мучителей. В лагере филистимлян началась паника, и
многие обратились в бегство. Самсон воспользовался замешательством и убил
тысячу человек.
Самсон недолго оставался в горах, так как благодарные
израильтяне избрали его судьёй. С тех пор в течение двадцати лет он управлял
ими, и его имя приводило в трепет филистимлян. Надеясь на свои силы, Самсон не
боялся в одиночку ходить в фили-стимские города. Однажды он пришёл в город Газа
и остался там ночевать. Узнав об этом, городские власти вечером закрыли ворота
города и поставили возле них стражей, которым было приказано под утро внезапно
напасть на Самсона и убить его. Но Самсон каким-то образом догадался, что
против него готовят засаду, и ещё в полночь ушёл из дома, где остановился.
Стражи, не ожидавшие внезапного появления Самсона, разбежались. Тогда Самсон выломал
городские ворота с косяками и запором, взвалил их на свои могучие плечи и
отнёс на вершину ближайшей горы.
Пылкий и порывистый характером, Самсон отличался
одной слабостью: был необычайно влюбчив. Однажды ему очень понравилась
филистимлянка по имени Далида. Об этом узнали филистимляне и решили
действовать подкупом. За большие деньги они уговорили коварную Далиду выведать
у Самсона секрет его необычайной силы. Дождавшись ближайшей встречи, Далида с
самым невинным видом спросила у своего возлюбленного, в чём секрет его силы.
Однако Самсон старался держать в тайне свои секреты и не рассказывать о них
даже своим близким. Подозревая Далиду в возможном предательстве, Самсон всякий
раз, когда она приставала к нему с этим вопросом, обманывал её. Но Далида
узнавала обман и требовала от Самсона искренности.
Наконец, Самсон не выдержал и признался ей: «Бритва не
касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же
остричь меня, то отступит от меня сила моя... » Далида тотчас уведомила
своих земляков,
чтобы они пришли к ней с обещанной денежной наградой. А сама тем временем
усыпила Самсона на коленях своих и повелела состричь семь кос с его головы.
Затем, разбудив его, она крикнула: «Филистимляне идут на тебя, Самсон!» В ту же
минуту подбежали филистимляне. Самсон кинулся на них, но силы его оставили, и
он оказался в руках своих врагов. Филистимляне заковали Самсона в цепи,
выкололи ему глаза и заставили его в городе Газе, в подземелье, вращать мельничный
жёрнов. Прошло время, филистимляне решили отметить победу над своим врагом
жертвоприношениями и большим пиром в храме их бога Дагона. Развеселившиеся
язычники потребовали привести к ним Самсона, чтобы порадоваться, видя его пленником,
и отомстить ему таким образом за все минуты страха, за все обиды, какие они от
него терпели. Бледный, с пустыми глазницами, Самсон стоял в храме между
колоннами и терпеливо сносил издевательства и оскорбления. Никто и не
догадался о том, какие перемены произошли за это время в его душе. Никто не
заметил также, что у него снова отросли волосы, источник его великой силы. Тихо
шевеля губами, он шептал молитву: «Господи Боже! Вспомни меня и укрепи меня
только теперь, о Боже! Чтобы мне в один раз отомстить филистимлянам за два
глаза мои». Затем с помощью мальчика-поводыря он подошёл к двум столбам, на
которые опирался храм, упёрся в них руками и воскликнул: «Умри, душа моя, с
филистимлянами!» В храме Да-гона внезапно наступила тишина. Только теперь филистимляне
поняли, что они ещё не победили Самсона, но уже было поздно. Самсон напряг
свои силы и сдвинул колонны. Храм с чудовищным грохотом рухнул, погребя под
своими развалинами богатыря и три тысячи филистимлян, которые там веселились.
История жизни Самсона имела глубоко поучительный
характер для всего израильского народа. Смысл её заключался в том, что Самсон
был необычайно сильным, когда соблюдал обет назорейства. Когда же, увлёкшись
чувствами, он нарушил свой обет, силы его оставили. Израильский народ также
был своего рода назорей, как народ, посвящённый Богу, и, пока он соблюдал свой
завет с Богом, был непобедим. Когда же он нарушал этот завет, то силы его
слабели, и он становился жалким рабом у какого-нибудь языческого народа. Таким
образом, история жизни Самсона показала, что сила народа заключается в
усердном хранении своего союза с Богом.
После смерти Самсона положение израильского народа
оставалось прежним. Все героические подвиги богатыря не в состоянии были
сбросить тяжёлое иго филистимлян, но всё же подвиги Самсона ободрили упавший
дух народа. Люди, наконец, стали приходить к убеждению, что бедствия их не
прекратятся до тех пор, пока они сами не обратятся к Богу. После Самсона
судьёй стал первосвященник Илий. Жил он в Силоме, где со времени Иисуса Навина
находилась святыня израильского народа - скиния собрания. Илий понимал, что
только религия с её храмом может объединить народ в одно целостное государство,
способное сбросить иго идолопоклонников. Но для этого великого дела нужен был
человек с сильным характером, а им-то, к несчастью, и не обладал Илий.
Он был настолько безвольным, что даже не мог
справиться со своеволием и страшным святотатством своих сыновей. Его сыновья,
священники Офни и Финеес, вели себя нечестиво и доставляли много огорчений как
своему отцу, так и всему народу. Их жадность, произвол и распутство вызывали в
Израиле всеобщее возмущение. Престарелый первосвященник скорбел о таком
поведении своих сыновей и даже делал им выговоры, «но они не слушали голоса
отца своего». За такое нечестие и святотатство священников Господь решил
наказать весь род первосвященника Илия.
В это время при скинии рос благоговейный отрок,
которому промысел Божий определил передать руководство судьбами народа. Это был
Самуил -сын благочестивого человека по имени Елкана. Жил Елкана в городке Рама
с двумя жёнами: Анной и Феннаной. У Феннаны были дети, и она постоянно унижала
бездетную Анну. Анна сильно горевала о том, что она не имеет детей, и терпеливо
сносила укоры Феннаны. И вот однажды Анна пришла в скинию собрания и стала
пламенно молить Господа, чтобы Он даровал ей дитя. Анна дала обещание Богу,
что если у неё родится сын, то она посвятит его Господу; он не будет пить вина,
и бритва не коснётся головы его. В это время на возвышенном месте у входа в
храм сидел первосвященник Илий. Видя, как женщина долго молится, беззвучно
шевеля губами, он посчитал её пьяной и стал выговаривать ей за это. Анна
смиренно ответила первосвященнику: «Нет, господин мой; я - жена, скорбящая
духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом...» Илия
тронула скорбь женщины, он отослал её домой со словами: «Иди с миром, и Бог
Израилев исполнит прошение твоё... »
Спустя некоторое время у Анны родился сын, которого
она назвала Самуилом, что значит «испрошенный у Господа». Когда Самуил подрос,
Анна привела его в Силом и отдала первосвященнику Илию для служения Господу.
Самуил остался жить при скинии и воспитывался здесь под руководством первосвященника.
Он был добрым и благочестивым отроком. Безнравственные примеры сыновей Илии не
только не испортили нрав Самуила, но, напротив, воспламенили в нём большую
ревность и искреннюю любовь к Богу. Паломники любили Самуила и разносили славу
о его добродетелях по всей стране. Сам Илий, хотя и продолжал любить своих
распутных сыновей, все надежды возлагал на Самуила и в глубине души считал
его своим преемником. Однажды, когда Самуил лёг спать в скинии, он услышал
голос, зовущий его: «Самуил, Самуил!» Думая, что его зовёт Илий, находящийся
тут же в скинии, он побежал к нему. Но Илий сказал: «Я не звал тебя; пойди назад,
ложись». Но голос во второй и в третий раз звал Самуила, и всякий раз он
прибегал к Илию, думая, что он его зовёт. Тогда первосвященник догадался, что
Самуила зовёт Господь, и научил отрока, как ему надо поступать, если Господь
ещё раз позовёт его. Когда Самуил снова услышал голос, он с благоговением и
трепетом ответил: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой». Это было призвание
Самуила к пророческому служению. Господь открыл Своему избраннику, что весь
род Илия погибнет за то, что его сыновья продолжали осквернять святыню Господню
и развращать народ. Утром Илий узнал от Самуила о приближающемся страшном суде
Божием над ним и его сыновьями и с сокрушением сказал: «Он - Господь; что Ему
угодно, то да сотворит».
Филистимляне решили сделать грозное нашествие, и при
первом же столкновении израильтяне потерпели поражение. Тогда израильские
военачальники решили для поддержания духа войска принести в лагерь Ковчег
Завета. Илий, по просьбе войска, повелел своим сыновьям, Офни и Финеесу,
отнести Ковчег на поле битвы. Как только сверкающий золотом Ковчег с крылатыми
херувимами прибыл, израильские воины воодушевились, а филистимляне пришли в
ужас. Опять разгорелся бой, в котором израильтяне снова потерпели страшное
поражение, оставив на поле брани тридцать тысяч убитых. Но самым страшным
ударом было то, что священный Ковчег Завета попал в руки ненавистных и нечестивых
филистимлян. При этом сыновья Илия, Офни и Финеес, были убиты. Когда Илию
сообщили о захвате Ковчега и гибели его сыновей, то он «упал с седалища
навзничь... сломал себе хребет и умер... »
Тем временем филистимляне привезли Ковчег Завета в
Азот и поставили его в капище своего бога Дагона. На другой день, придя в
капище, они с ужасом увидели, что статуя Дагона лежала на полу у подножия
Ковчега. Они поставили идола на место, но на следующий день нашли снова его
лежащим на земле, к тому же с отсечёнными руками и головой. В тот же день в
городе вспыхнула эпидемия неизвестной болезни, а на полях появилось множество
мышей, которые уничтожали посевы. Тогда было решено отнести Ковчег в другой
город, но и там вскоре вспыхнула эпидемия. Тогда ковчег перенесли в третий
город, и снова случилось то же самое. По совету жрецов Ковчег поставили на
колесницу, запряжённую коровами, которые недавно отелились. Коров пустили
одних, без возницы. И случилось сверхъестественное: несмотря на то, что
недалеко в загоне мычали их телята, коровы, вопреки материнскому инстинкту,
направились не к ним, а к израильской границе. Таким образом, после семи
месяцев плена Ковчег Завета вернулся на родину.
Шли тяжёлые годы рабства и унижения. Силом был
разрушен филистимлянами, и Самуил вернулся в свой родной город Раму. Хотя
Самуил и не сразу после смерти Илия был призван на должность народного судьи,
но среди народа он уже пользовался большой известностью и громадным влиянием.
Самуил был не военачальником, как другие судьи, а
мудрым учителем народа и пророком Божиим. Своей пламенной речью он убеждал
израильтян навсегда покончить с идолопоклонством и обратиться к единому
истинному Богу. В Израиле началось религиозно-нравственное возрождение. Самуил
собрал народ в Массифу, где после публичного покаяния в своих грехах
израильский народ возобновил союз с Богом.
Узнав о большом собрании израильтян в Масси-фе,
филистимляне двинули на них свои войска. Но на этот раз Господь был со Своим
народом, и филистимляне потерпели ужасное поражение. С этого времени весь
Израиль признал Самуила своим судьёй.
Во время правления Самуила страна наслаждалась миром
и благоденствием. Мудрое правление Самуила продолжалось до самой его старости.
Когда же он состарился, то поставил двух своих сыновей судьями над
израильским народом. Но его сыновья оказались нечестными судьями. Жадные и продажные,
они брали взятки и выносили несправедливые приговоры. Народ израильский стал
выражать недовольство существующим порядком и, в конце концов, совершенно
перестал уважать судей.
У всех соседних народов были цари, и израильтяне
решили избрать себе царя. Израильские старейшины пришли к Самуилу в Раму и
сказали: «Вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак,
поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов». Это
требование глубоко опечалило старца. До этого у еврейского народа Господь был
и небесным, и земным Царём. Теперь же народ пожелал себе другого царя. Самуил
не знал, что ответить старейшинам, и обратился с молитвой к Богу. «И сказал
Господь Самуилу: послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе, ибо не
тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними... » Узнав
волю Божию, Самуил пообещал старейшинам подыскать кандидата на царский
престол.
Очень важные слова. Самсон. Первосвященник Илий.
Самуил.
Домашнее задание. Как ты понимаешь слова, сказанные
Богом Самуилу: «...не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал
над ними»?
|