На третий месяц после исхода из Египта израильтяне
расположились станом в пустыне напротив горы Синай.
Моисей взошёл на гору, чтобы вознести благодарственную
молитву Богу. Во время молитвы Господь явился Моисею и сказал, что он желает
заключить союз с израильским народом: «Вы видели, что Я сделал Египтянам, и
как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принёс вас к Себе; итак, если вы
будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из
всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и
народом святым...»
Моисей сошёл с горы и передал эти слова народу. Люди
с радостью восприняли
Божественную весть и ответили Моисею: «Всё, что сказал Господь, исполним
и будем послушны». Тогда Господь повелел народу приготовиться к великому и
славному дню, когда этот завет будет заключён. Народ должен был выстирать свои
одежды и в течение трёх дней поститься, чтобы достойным образом предстать
перед лицом Бога. На третий день поста, который был пятидесятым днём с момента
выхода евреев из Египта, Моисей вывел народ из стана на встречу с Богом и
повелел им стать у подножия горы. Он запретил кому бы то ни было подыматься на
святую гору и пастушьим посохом провёл черту, предупредив, что каждый, кто её
переступит, будет предан смерти. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь
сошёл на неё в огне; и восходил от неё дым, как дым из печи, и вся гора сильно
колебалась. Слышен был звук трубный, который становился всё сильнее и сильнее.
Господь призвал Моисея на вершину горы. Моисей взошёл на гору и говорил, а Бог
отвечал ему голосом.
Когда Бог перестал говорить с Моисеем, Он дал ему две
каменные скрижали, на которых были написаны десять заповедей Божиих, каковые
необходимо было выполнять. На горе Синай Бог заключил с израильским народом
Завет: израильтяне обещали выполнять заповеди, а Бог обещал, что если они сдержат
своё слово, будут избранным божиим народом.
В первой заповеди говорится: Я Господь, Бог твой, да
не будет у тебя других богов, кроме Меня.
«Я Господь, Бог твой» - означает, что у человека есть
Создатель, который Его любит и даёт жизнь, силу, радость, утешение. С Его
помощью можно преодолеть любые препятствия, жизненные невзгоды, победить свои
злые привычки. И ещё - человек должен знать своего Бога и Его заповеди. Ведь
если человек вместо Единого Бога обращается к выдуманному идолу или имеет
неправильное представление о Боге, он не сможет приобщаться к благодатным
Божественным дарам. А это значит, что человек не сможет быть в полноте любви,
радости, истины.
Вторая заповедь: Не делай себе кумира (идола).
Идолами в то время назывались изображения богов,
которым люди поклонялись как Самому Богу. Смысл заповеди, конечно, ещё и в том,
чтобы люди ничего и никого в своей жизни не ставили выше Бога. В наше время
идолами могут быть телевизор или компьютер, если к ним привязываются, если ради
них человек забывает то, что заповедал ему Бог. Кумиром может быть и слава,
если человек к ней столь стремится, что забывает Бога, и деньги, если считают,
что их количество - самое главное в жизни, и эстрадный певец, если его
почитают больше, чем Бога.
Ещё в этой заповеди указывается, что на детях даже до
четвёртого поколения будет лежать тяжесть грехов наших родителей, а вот за
каждое доброе дело тысячи поколений наших потомков будут получать особую
милость Божию.
Третья заповедь: Не произноси имени Господа, Бога
твоего, напрасно.
Бог - источник жизни. Взаимоотношения Бога и человека
строятся на любви. Поэтому любое пренебрежительное или оскорбительное слово,
сказанное по отношению к Богу, упоминание с пренебрежением Его имени является
в какой-то мере разрывом этих взаимоотношений. Человек, произнося такие слова,
как бы уходит от Источника жизни, любви, радости.
Поэтому нельзя произносить имя Божие в суетных
разговорах, между делом, для связи речи, легкомысленно, без благоговения.
Четвёртая заповедь: Помни день субботний, чтобы
проводить его свято: шесть дней делай, а день седьмой (суббота) да будет
посвящён Господу Богу твоему.
В настоящее время седьмым днём недели является
воскресенье, потому что в этот день воскрес Иисус Христос. Посвящать один день
Богу нужно не потому, что Бог в этом нуждается. Это человеку нужно хотя бы
один день в неделю посвятить общению с Источником жизни, чтобы напитать свою
душу. Обычно в этот день верующие люди ходят в церковь и не занимаются своими
хозяйственными делами. Часто после церкви верующие люди идут помогать тем, кто
нуждается в помощи: старым, больным. Трудиться ради другого в воскресенье не
только можно, но и нужно, если на неделе у тебя не было на это времени.
Очень важные слова. Десять заповедей Божиих. Гора
Синай. Завет. Имя Бога. Седьмой день недели.
Домашнее задание. В четвёртой заповеди предписывается
посвящать один день в неделю Богу. Прочитай заповедь внимательно и подумай, о
чём ещё в ней говорится?
|