В поисках питьевой воды и хороших пастбищ для скота
израильтяне переходили с одного места на другое. Это была нелёгкая школа
всевозможных испытаний, из которых народ должен был выйти обновлённым и
возрождённым. Во время странствования по пустыне действовали очень строгие
законы. Все, кто нарушал данные Богом законы, немилосердно наказывались. Такая
строгость постепенно приучала израильтян быть ревностными исполнителями Синайского
законодательства.
Но, несмотря на все эти строгости, возмущения в стане
не прекращались. Прошло совсем немного времени после беспорядков на границе
Ханаана, как опять поднялся ропот. На этот раз выступление было направлено в
основном против священника Аарона, брата Моисея, и его сыновей-священников.
Чтобы в еврейском народе окончательно прекратился
спор о том, кому на самом деле принадлежит священство, Господь повелел Моисею
взять у начальников колен жезлы и положить их в Святое Святых перед Ковчегом
Завета. «И кого Я изберу, - сказал Господь, - того жезл расцветёт... » Всех
жезлов было двенадцать. На следующий день Моисей в торжественной обстановке
взял в скинии все двенадцать жезлов и вынес их к народу. Жезл, который принадлежал
Аарону, расцвёл, пустил почки, дал цвет и принёс миндали. Это было явным
подтверждением того, что Аарон и его сыновья являются Богом избранными
носителями священства.
Приближался сороковой год странствования евреев по
пустыне. В пустыне Син израильский народ ещё раз испытал бедствия от недостатка
воды. Нетерпеливые израильтяне снова подняли на Моисея и Аарона ропот. Тогда
братья обратились с молитвой к Богу, и Господь сказал Моисею: «Возьми жезл и
собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите скале, и она даст из себя
воду».
Моисей собрал весь народ, взял жезл и вместе с братом
подошёл к скале; но на этот раз поколебалась и их вера. Преодолевая своё
сомнение, Моисей два раза ударил жезлом по скале, и совершилось чудо - из горы
забил родник свежей горной воды. Люди и скот утолили жажду, но Моисей и Аарон
за своё маловерие были наказаны Господом. Обращаясь к ним, Господь сказал: «За
то, что вы не поверили Мне, не введёте вы народа этого в землю, которую Я даю
ему».
Моисей на некоторое время поколебался в когда-то
святой и несокрушимой надежде на помощь Бо-жию. Поэтому случай в пустыне Син
решил его судьбу. Моисею вместе с братом Аароном и со всем старшим поколением
народа надлежало теперь умереть в пустыне. Новое поколение должен был вести и
новый вождь.
Прошло сорок лет с того дня, как израильтяне покинули
границы Египта. Старое поколение, вышедшее из Египта, постепенно вымирало. За
это время подросло новое поколение, воспитанное в пустыне и не знавшее удобств
городской жизни. С этим новым, закалённым в пустыне народом Моисей и
направился вновь к границам Ханаана для завоевания обетованной земли.
Едва израильтяне собрались в поход, как заболел
первосвященник Аарон. Моисей по повелению Божию на глазах всего народа возвёл умирающего
первосвященника на гору Ор. Там Моисей снял с Аарона
первосвященнические одежды и облачил в них Еле-азара, третьего сына Аарона.
Аарон умер на горе Ор и был там оплакан и погребён.
Израильтяне двинулись на юг. Они шли по длинному каменистому
ущелью, страдая от недостатка воды и пищи. Утомлённые люди стали опять роптать
на Бога и Моисея. За это их постигло очередное наказание: в лагере появилось
огромное количество ядовитых змей; от их укусов умерло много людей. Видя
наказание Божие, израильтяне раскаялись и просили Моисея помолиться о них
Господу. Господь повелел Моисею отлить медного змея и прикрепить его на знамя
посреди лагеря. И кто из ужаленных смотрел с верою на медного змея, тот оставался
живым. Этот медный змей в Ветхом Завете был прообразом Христа Спасителя.
Православные люди верят, что Христос - Спаситель, поэтому тот, кто верит в
Него, исцеляется от своих грехов, как исцелялись в давние времена израильтяне
от яда змей, и спасается от вечной смерти.
Наконец, израильтяне пришли на восточный берег реки
Иордан. На противоположном берегу, верстах в двенадцати от реки, возвышались
грозные стены города Иерихона.
Моисей чувствовал, что смерть близка. По повелению
Божию своим преемником он назначил Иисуса Навина. Моисей передал народу
повеление Божие, чтобы они, когда войдут в землю Ханаанскую, изгнали всех её
жителей, истребили идолов, разорили их святилища, разделили землю по жребию на
уделы по племенам и, поселившись там, не вступали ни в какие отношения с
идолопоклонниками. Моисей также предсказал пришествие в мир Иисуса Христа.
«Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня воздвигнет тебе Господь,
Бог твой, - говорил Моисей своему народу, - Его слушайте».
Попрощавшись со своим народом и благословив его, Моисей
по повелению Божию один поднялся на вершину горы Нево. С этой горы Господь
показал Своему избраннику обетованную землю. «Вот земля, -сказал Господь
Моисею, - о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «потомству
твоему дам её»; Я дал тебе увидеть её глазами твоими, но в неё ты не войдёшь».
Здесь же, на вершине горы, Моисей скончался. Кончина его окутана тайной, и по
сей день никто не знает, где искать место его погребения.
Земля обетованная, на границе которой стояли теперь
израильтяне, была наполнена городами и селениями, между которыми расстилались
роскошные нивы и пастбища. Сильно укреплённые города строились, в основном, на
вершинах гор, что делало их ещё более неприступными для врагов. Так что, чтобы
завоевать землю обетованную с её многочисленными твердынями, требовались
высокое военное искусство и осадные машины. Ни того, ни другого у евреев не
было. Ханаанским царям, имевшим испытанное в битвах войско и страшные железные
колесницы, израильтяне противопоставили свою надежду на помощь Божию.
Очень важные слова. Сорокалетнее странствование. Жезл
Аарона. Медный змей.
Домашнее задание. Народ израильский не один раз
высказывал возмущение. Как ты думаешь, в чём причина этих возмущений? |