После смерти Моисея и Иисуса Навина не нашлось среди
израильтян равного им человека. Израильские племена рассеялись по Ханаану, мирным
путём или с оружием в руках занимая предназначенные им уделы. Между
израильтянами не было согласия, они действовали порознь, рассчитывали только
на собственные силы и не сумели довести до конца покорение страны.
Народы Ханаана ждали только случая, чтобы вернуть
утраченные ими земли. Между тем, израильские племена, утомлённые многолетними
скитаниями и борьбой, стремились как можно скорее насладиться плодами победы.
Ведь они вступили во владение тучными пастбищами, пахотными полями, оливковыми
садами и виноградниками. Сбылись, наконец, их мечты о мирной и зажиточной жизни
скотоводов и земледельцев. Поэтому они скоро забыли о своём призвании быть
верными Богу. С окружающими их ханаанскими народами можно было кое-как договориться,
жить с ними в мире и, таким образом, получить возможность вести хозяйство на
покорённых землях. Печальной была картина религиозной жизни израильтян. Молодое
поколение, сменившее своих отцов, не знало и не хотело знать Господа и Его
благодеяний. Бог им казался грозным, требующим от них добродетельной жизни,
молитв и строгого исполнения Синайских заповедей. Служение же идолам
сопровождалось плясками, пиршествами, пьянством и другими чувственными
наслаждениями. Израильтяне на каждом шагу встречались с людьми из других
племён и нередко поклонялись их ложным богам, более близкими им из-за их
человеческой слабости.
Однако уклонение сердец евреев от истинного Бога
привело к тому, что соседние народы стали нападать на них, расхищать их
имущество и обращать в рабство. Страдания заставляли евреев каяться во грехах и
обращаться к Богу с молитвой о помиловании. Тогда милосердный Господь посылал
им доблестных мужей, которые с помощью Божией освобождали своих
соотечественников от рабства и восстанавливали у них истинную религию. Их
евреи называли судьями, так как они обращались к ним ещё и для разрешения
спорных вопросов. Но сыны Израиля были трудноисправимы: едва только их положение
улучшалось, они, как правило, опять начинали поклоняться лжебогам. Всех судей
было пятнадцать. Расскажем о самых выдающихся из них.
Когда Израильский народ стал поклоняться ханаанским
идолам, Господь предал его в руки ханаанских племён. Особенно тяжела была
судьба тех евреев, которые поселились на севере Палестины. Царь северного
Ханаана Навин и его военачальник Сисара имели сильное войско, поэтому
израильтяне должны были отрабатывать унизительную барщину и платить дань.
Тогда-то сыны Израиля вспомнили о Боге отцов своих. С покаянными слезами обратились
они к Богу, и Господь послал им избавление.
Когда храбрейшие из людей израильских пали духом,
тогда в Израиле засияла звезда Деворы - пророчицы, судьи и ревностной
хранительницы истинной веры. Она принимала посланцев со всего Израиля, давала
им мудрые советы, наставляла их в истинной вере и разрешала спорные вопросы
между племенами, родами и отдельными людьми. Девору любили, и никто у сынов
Израилевых не пользовался таким авторитетом, как она. По повелению Божию Девора
готовилась поднять народ на борьбу за свободу.
В то время жил человек по имени Варак, славившийся
своей отвагой и военным опытом, приобретённым в боях с ханаанеями. Его-то
мудрая Девора решила сделать вождём-освободителем и призвала к себе. Но Варак
не верил в победу, поэтому согласился идти на битву только при услови, что
Девора пойдёт вместе с ним. Условие было принято, но Девора предсказала, что
слава достанется не ему. Военачальника Сисару Господь предаст в руки женщины.
На призыв Деворы и Варака собралось десять тысяч
воинов, хотя и плохо вооружённых, но готовых на любой подвиг. Израильская армия
расположилась на склоне горы Фавор. В долине тем временем появилась ханаанская
армия под командованием Сиса-ры. Впереди неё мчались девятьсот боевых колесниц,
окованных железом. Эти колесницы представляли тем большую опасность, что по
бокам их были прикреплены острые косы, которые в атаке буквально косили
неприятельскую пехоту, как траву. Но израильтяне не дрогнули перед этим
грозным оружием. По повелению Деворы Варак повёл свои войска в жестокий бой.
Войска Варака привели ханаанеян в замешательство и разбили их наголову.
Сам Сисара, выпрыгнув из колесницы, сумел уйти с поля
боя. Спасаясь бегством от преследования, он решил спрятаться в шатре у одной
женщины по имени Иаиль. Женщина напоила его молоком и уложила спать, спрятав
под ковром. Но когда он уснул, Иаиль убила военачальника. Спустя некоторое
время прибежал Варак и убедился, что опоздал. Так сбылось предсказание Деворы.
Вскоре от меча израильтян пал и сам царь Навин. Девора во вдохновенной песне
прославила Бога Израилева за Его помощь в борьбе с ханаанеянами. После этой
победы израильские племена, управляемые мудрой Деворой, жили в мире сорок лет.
Обретя свободу, сыны Израиля быстро забыли истинного
Бога и вновь начали поклоняться ханаанским лжебогам. За это Господь предал их
в руки восточных кочевников. Мадианитяне, амаликитяне и другие кочевые племена
с востока переходили Иордан и, как саранча, обрушивались на поля израильских
земледельцев. Они появлялись каждый раз в то время, когда начиналась жатва.
«Сыны востока» покрывали своими кибитками и шатрами израильские холмы и долины
и забирали у них всё, что попадалось под руку: продовольствие, скот, вьючных
ослов. Земля, опустошаемая каждый год, в конце концов, была заброшена, страну
постигло страшное бедствие -голод. Отчаянное сопротивление разобщённых еврейских
отрядов приводило лишь к беспощадному избиению храбрых сынов Израиля.
Сломленным и униженным израильтянам ничего не оставалось делать, как
укрываться в горах и пещерах от разбойников пустыни. Такое бедствие
продолжалось семь лет. И взмолились люди ко Господу, и покаялись в своих
грехах. Тогда Господь смиловался над Своим народом и послал им избавителя в
лице Гедеона.
В городке Орфе жил земледелец по имени Иоас. Сын
Иоаса, Гедеон, удручённый бедствиями Израиля, начал терять веру в истинного
Бога. Однажды Гедеон в большой спешке молотил пшеницу, желая запастись
продовольствием и как можно скорее убежать от мадианитян в горы. Занятый своим
делом, Гедеон не заметил, как к нему подошёл путник, - это был посланник
Небес. Ангел, обращаясь к Гедеону, сказал: «Господь с тобою, муж сильный!»
Такое приветствие вызвало у Гедеона болезненное чувство, ведь народ, к
которому он принадлежал, был в угнетённом состоянии. «Господин мой! - ответил
незнакомцу Гедеон. - Если Господь с нами, то отчего постигло нас это
бедствие? И где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря:
«из Египта вывел нас Господь?» Тогда Ангел сообщил Гедеону, что Бог избирает его
быть освободителем израильского народа. В подтверждение своих слов Ангел перед
Гедеоном совершил чудо. Мясо козлёнка и опресноки, принесённые Гедеоном и
положенные им на камень, были сожжены огнём, вышедшим из камня. Чудо убедило
Гедеона, и он поверил в своё призвание.
Прежде всего он решил покончить с идолопоклонством в
своей семье и городе. Ночью, когда жители Орфы крепко спали, Гедеон выбрал
среди своих слуг девять верных человек и с их помощью развалил жертвенник бога
плодородия Ваала и срубил священное дерево, которому поклонялись жители города.
Затем он построил жертвенник истинному Богу и принёс на нём в жертву тельца.
Наутро жители Орфы увидели разрушенный жертвенник Ваала и в страшном гневе
потребовали, чтобы Иоас покарал смертью Гедеона. Но Иоас был человек находчивый
и сам стал взывать к их рассудку: «Вам ли вступаться за Ваала, вам ли защищать
его? Кто вступится за него, тот будет предан смерти в это же утро; если он
Бог, то пусть сам вступится за себя... » Слова эти показались жителям города
убедительными, и они разошлись по домам.
Между тем мадианитяне и амаликитяне стали приближаться
к местам, где жили израильтяне. Вдохновлённый Духом Божиим, Гедеон призвал
народ на борьбу за свободу. На его призыв собралось тридцать две тысячи
израильских воинов. Но так как силы врага превосходили силы израильтян, то
Гедеон попросил Господа подкрепить его веру в победу каким-нибудь чудом. По
его просьбе Господь ночью послал на разостланную Гедеоном овечью шерсть такую
обильную росу, что утром Гедеон выжал из неё целую чашу воды, тогда как вся
земля была суха. В следующую ночь Господь послал обильную росу на землю, тогда
как овечья шерсть оставалась сухой. Ещё раз получив подкрепление своей веры на
помощь Божию, Гедеон решил всем войском внезапно напасть на врага.
Но Господь сказал ему, что врагов он победит с
небольшим количеством храбрых воинов, чтобы израильтяне потом не сказали, что
они собственной силой, без помощи Божией, победили неприятеля. Тогда всем тем,
у кого сердце не лежало к борьбе, Гедеон разрешил вернуться домой. Таких
оказалось двадцать две тысячи. С Гедеоном осталось только десять тысяч отважных
воинов, но и эта армия была слишком многочисленной. Как отобрать из числа этих
храбрецов самых мужественных? Сам Господь подсказал Гедеону, как это сделать.
После обеда, когда солдаты пошли на речку утолить жажду, Гедеон внимательно
наблюдал за ними с ближайшего холма. В большинстве своём солдаты клали оружие
на землю и, опустившись на колени, черпали воду руками. Только немногие из них
легли на живот и, не выпуская из рук оружия, пили воду прямо из реки. Это были
закалённые в боях воины, всегда бдительные и готовые к неожиданному нападению
врага. Таких Гедеон насчитал всего триста, и именно с ними Господь повелел ему
двинуться на врага; остальных же он отправил назад.
Семь лет безнаказанно опустошая Палестину, кочевники
считали, что нет надобности соблюдать меры предосторожности. Караульная служба
у них была поставлена плохо, в лагере царил неописуемый беспорядок. Между
шатрами суетились мужчины, женщины и дети, а верблюдам, ослам и награбленному
скоту не было числа. С наступлением ночи Гедеон отвёл свой отобранный отряд в
горы, откуда как на ладони просматривалась вся долина. Каждому из своих воинов
он дал трубу и факел, спрятанный в глиняном горшке. Разделив воинов на три
группы, Гедеон велел им с трёх сторон подкрасться к лагерю мадианитян. В
полночь, едва только мади-анитяне легли спать, он дал сигнал к атаке. Израильтяне
разбили горшки, открыли горящие факелы и одновременно изо всех сил стали
трубить в трубы и выкрикивать боевой призыв.
Нечеловеческий шум разбудил кочевников. Уверенные,
что их окружает большая неприятельская армия, они в панике бросились бежать за
Иордан, поражая друг друга. Гедеон с горстью своих отважных воинов бросился
преследовать врага. Вскоре к Гедеону примкнули воины других израильских колен.
Совместными усилиями израильтяне нанесли сокрушительный удар по врагу и
прогнали кочевников далеко за Иордан. В этой битве погибло четыре
мадиа-нитянских царя.
В благодарность за спасение от врагов израильтяне
хотели сделать своего освободителя царём, но Гедеон отказался от царской короны
и сказал народу: «Господь да владеет вами». При Гедеоне Израиль сорок лет
пользовался миром и спокойствием.
Очень важные слова. Судьи. Девора. Варак. Гедеон.
Домашнее
задание. Получив во владение богатую землю, израильтяне вскоре стали забывать
о Боге. Подумай, почему так произошло.
|