Основные понятия
урока: Тайная вечеря, причастие, христианские таинства, апостол, Литургия.
Дополнительный
материал для учителя:
Тайная вечеря
(Приводится в сокращении)
Священник Георгий
В каждом
православном храме над Царскими вратами помещается икона с изображением Тайной
Вечери.
В
Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки, а также в Первом Послании к
Коринфянам о Тайной Вечере рассказывается достаточно подробно. В Евангелии от Марка
сказано: «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят
Ему ученики Его: где хочешь, есть пасху? мы пойдём и приготовим» (Мк 14: 12).
Пасха в
ветхозаветной Церкви - это праздник воспоминания об исходе из Египта, из дома
рабства, о первой ночи свободы. Вчерашние рабы, покидая Египет, обретают
свободу, контуры которой им ещё не понятны. По иудейскому лунному календарю
Пасха празднуется в один и тот же день, 15 нисана. По нашему лунно-солнечному -
юлианскому или григорианскому - календарю этот день приходится на разные числа.
Заповедь о праздновании Пасхи есть уже в книге Исход:
«Наблюдай праздник опресноков... ибо в оном ты вышел из Египта» (Исх 23: 15). […] В этот день евреи выпекали пресный хлеб - мацот - в знак того, что они спешили,
покидая Египет, и поэтому не могли испечь хлеб квасной. Кроме того, закваска -
это символ брожения, разложения; опреснок же, наоборот, символ чистоты,
нетронутости разложением. Поэтому в иудейских семьях с глубокой древности и
доныне за два дня до Пасхи - 13 числа месяца нисана - хозяин уничтожает
закваску, чтобы в доме не осталось квасного хлеба. В этот день в Иерусалимском
храме закалывался пасхальный агнец. После разрушения Храма этот обычай был
упразднён. Но до сих пор в память о том, как евреи первый раз испекли мацот, каждую весну, к каждой Пасхе
печётся этот пресный хлеб.
Пасхальная
трапеза на иврите называется словом седер
(порядок). На ней обязательны пасхальный агнец (после разрушения Храма
императором Юстинианом агнец стал заменяться кусочком мацы), мацот; чаша солёной воды, символизирующая
слезы, пролитые евреями в Египте, и вместе с тем - солёные воды Красного моря,
через которое «яко посуху» перешёл Израиль, уходя из рабства на свободу; набор
горьких трав (марор),
напоминающий о горечи рабства; хорошет
- паста из яблок, фиников, веточек корицы и ореха - в память о тех кирпичах из
соломы и глины, которые иудеи делали в Египте, когда были рабами; четыре чаши
вина - как символ четырёх обещаний Бога Своему народу: вывести его из-под ига,
спасти, принять к Себе и быть его Богом.
Главное
в празднике Пасхи у иудеев - циккарон
(воспоминание). В одном из талмудических трактатов, где говорится, как надо
праздновать Пасху, есть такие слова: «Во всяком поколении всякий человек должен
почувствовать, будто это он сам вышел из Египта». Не его далёкие-далёкие предки
три с лишним тысячи лет назад, а именно он сам.
...Ученики спрашивают Христа, где им приготовить пасху.
Спаситель посылает их в дом, где они должны найти - и находят - верхнюю
горницу, устланную коврами. В этой горнице, «когда настал час, Он возлёг, и
двенадцать апостолов с Ним» (Лк 22: 8-14). Глагол «возлечь» указывает на одно
очень важное обстоятельство. За пасхальной трапезой возлежали, подчёркивая тем
самым, что это трапеза свободных людей. Раб ест стоя, в спешке заглатывая
куски, - у него нет времени для трапезы. Свободный человек за трапезой может
полулежать. […]
Иисус
берёт хлеб, затем вино. Хлеб и вино - два центральных элемента Тайной Вечери,
как и на пасхальном седере у иудеев. Евангелист Лука упоминает чашу -
по-гречески она названа триблион,
а святые Кирилл и Мефодий перевели это слово как «солило». Солило - чаша с
солёной водой. Славянские первоучители перевели это слово по смыслу, а не
буквально. Из Евангелия от Иоанна понятно, что это была чаша с какой-то
жидкостью, ибо Иисус обмакнул в неё хлеб. […] Затем Иисус дал его Иуде.
Совершая
Тайную Вечерю, Господь говорит: «Сие творите в Моё воспоминание» - это значит,
что Он употребил слово циккарон,
которое так важно в пасхальном ритуале иудеев. […] В самом начале Вечери Он, «взяв чашу и
благодарив, сказал: примите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что
не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие». И затем,
«взяв хлеб и благодарив, преломил». […] Если мы заглянем в пасхальную Агаду (практическое руководство, по
которому совершается пасхальная трапеза у иудеев), то узнаем, что трапеза
начинается с обычая, именуемого кидуш
(освящение). Глава семьи берёт чашу, благословляет, читает над ней молитву, и
затем эта чаша передаётся по кругу. И каждый читает над чашей примерно такую
молитву: «Благословен Ты, Бог Вседержитель, Царь Вселенной, сотворивший плод
виноградный». В Евангелии же Спаситель говорит: «Не буду пить от плода виноградного» (Лк 22:18), т.е. как бы
повторяет слова из этой молитвы. […]
Сравнивая
евангельский рассказ с пасхальной Агадой, мы видим, что Господь на Тайной
Вечере совершает пасхальный седер; вместе с тем на этой трапезе - как мы знаем
из Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, из Первого Послания к Коринфянам
апостола Павла - нет пасхального агнца, хотя в это время Иерусалимский храм ещё
не был разрушен и бытовал обычай заклания. Возникает вопрос: почему же нет
агнца на Тайной Вечере? Ответить на него нам помогает апостол Павел в Первом Послании
к Коринфянам: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор 5: 7); иными словами,
Иисус - наш пасхальный Агнец. До апостола Павла об этом же говорит Иоанн
Предтеча, прямо называя Спасителя Агнцем Божиим: «Вот Агнец Божий, Который
берёт на себя грех мира» (Ин 1: 29). Общеизвестно, что в первые века церковной
истории Христос обычно изображался в виде Агнца. Сегодня просфора, на которой
во время Литургии совершается таинство Евхаристии, называется агничной […].
Итак,
Иисус берёт хлеб и благословляет его, произнеся молитву, и затем говорит:
«...сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся» (Лк 22:19). […]
Как и
положено по пасхальной Агаде,
Христос в конце Тайной Вечери, это подчёркивает апостол Павел, берёт чашу с
вином и благословляет её. Этим кончается пасхальная трапеза. Благословляя чашу
с вином, Христос произносит: «...сие есть Кровь Моя нового завета» (Мф 26:28),
цитируя слова из книги Исход (24: 8). Итак, Иисус осуществил ритуал, который
тысячу с лишним лет ежегодно совершался в Палестине. Но при этом Он дал людям
не хлеб и вино, а Себя Самого в виде хлеба и вина: «Приимите, ядите...» Не
скудный хлеб, а Тело Своё и Кровь Свою.
В конце
XIX - начале XX века русские философы В. Соловьёв, Н. Бердяев и другие
задавались вопросом: чем христианство отличается от всего остального, что
накоплено человечеством за тысячелетия истории? И приходили к одному и тому же
ответу: западные (римские, греческие) и восточные (индийские, китайские,
египетские) учителя - все предлагали людям своё учение. Христос же предложил Самого Себя. Эта главная отличительная черта христианства
наиболее полно проявилась именно в Тайной Вечере. […]
В
повторении той Тайной Вечери, когда накануне Своих страданий Господь научил
учеников таинству Евхаристии, заключается основа христианской жизни. «Сие
творите в Моё воспоминание», - говорит Иисус в конце Тайной Вечери (Лк 22: 19),
поэтому повторение Тайной Вечери по этим Его словам становится Литургией нашей
Церкви.
Подобно тому, как иудей, совершающий седер, ощущает, что это он сам ушёл из египетского
плена, так и христианин чувствует себя во время Евхаристии участником Тайной
Вечери. Мы выражаем это чувство в молитве, которая читается перед причастием:
«Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими».
[…] Евхаристическая мистика - это не мистика для элиты, узкого круга
посвящённых, это мистика, доступная каждому. Потому что даже тот, кто в силу
каких-то причин не может поверить в пресуществление Святых Даров, приступает к
Святым Тайнам, причащается по слову Иисуса: «Сие творите в Моё воспоминание». И
каждый, кто любит Христа, становится подлинным участником Тайной Вечери, творя
сие в воспоминание об Иисусе, даже если не понимает до конца, в чём смысл
Евхаристии.
[…] Христос всю
новизну Евангелия вкладывает в древний ритуал. Возможно, именно благодаря этому
литургическая мистика оказывается доступной не избранным, но каждому. Литургия
даёт верующему возможность жить в полноте мистического единения со Христом.
Через неё достигается глубокое мистическое и интимное единение каждого со
Христом.
Но в то
же время - и в этом коренное отличие мистики христианства от любой другой
мистики - через неё достигается не только единение верующего с Богом, но и
единение всех участников таинства друг с другом, причём равно живых и умерших. […] У Бога - все живы! В
Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус умер, чтобы рассеянных чад Божиих
собрать воедино. […] Апостол Павел говорит: «Один хлеб, и мы многие
одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор 10: 17).
Это
мистическое единение всех в единое тело очень непохоже на нехристианские
мистические системы, где человек восстанавливая связь с Богом, наоборот, рвёт
связи с окружающими его людьми; оставаясь наедине с Богом, он уходит,
отрывается от людей, противопоставляет себя им. В христианстве, в православии
этого нет, никогда не было и, будем надеяться, не будет - иначе это уже будет
не православие.
|