III .
Открытие нового
знания. |
Итак, что же
такое пост?
Пост –
более или менее продолжительное время, в
которое христиане не должны не
только не вкушать мяса, масла, молока сыра и яиц, - но и всякую пищу
употреблять в количестве и во время, определенное Уставом Церкви.
Мы с вами
знаем, что даже во времена Ветхого Завета люди постились, например,
Моисей постился на горе Синайской перед принятием Заповедей Божиих, И
сам Господь постился 40 дней.
Когда?
Верно. А еще
пост – это удивительное средство для воспитания самих себя.
Как же
постились раньше?
Иудеи во
время поста воздерживались от пищи, облекались во вретище (власяница,
грубая ткань, рубище, худое разодранное платье),
снимали обувь, пеплом посыпали
главу, ходили с непомазанной главой.
В
Православной Церкви посты по своей продолжительности бывают
однодневные
и многодневные.
К однодневным
постам относятся:
·1 среда – в воспоминание
предательства Христа
Иудой:
·2 пятница – в воспоминание страданий,
крестной смерти и погребения Спасителя,
Эти
постные дни отменяются в седмицу после Пасхи и после Троицы из
уважения к праздникам, в Святки – 12 дней от Рождества Христова
до Богоявления (с 7 по 17 включительно), и в седмицу после
Недели мытаря и фарисея –
чтобы не подражать
фарисею, хвалившемуся постами.
·1 День Воздвижения Креста
Господня 27
сентября
– в почтение
Кресту, на котором был распят Иисус Христос.
·2 День усекновения главы св.
Иоанна
Предтечи 11 сентября – в честь и воспоминание
воздержного жития святого, питавшегося акридами и диким
медом.
·3 В навечерие Богоявления Господня –
сочельник.
Давайте
посмотрим на схеме годового круга, какие посты относятся многодневным.
(Указываю
на посты).
Совершенно
верно. Сегодня мы
подробно
поговорим именно о Великом посте, потому как
именно он начинается со следующей недели с Чистого понедельника.
Но, прежде
чем говорить о самом посте, скажем о тех неделях,
уже заканчивающихся,
которые Церковь установила для того, чтобы подготовить верующих к
Великому посту.
Мы с вами,
если были внимательны, уже видели указания названий каждой из этих
недель в «Неугасимой лампаде» в разделе «Наши праздники». Давайте
вспомним, как они назывались и чему были посвящены.
Первая неделя
(или как мы говорим воскресенье) называется Неделя о мытаре и фарисее.
В эту неделю вспоминается
притча о мытаре и фарисее. Напомните мне ее
содержание. Чему нас хотел научить Христос этой притчей?
Верно. И
Церковь, готовя
нас к посту,
учит нас не гордиться тем,
что мы постимся,
как гордился фарисей, а каяться в
своих грехах, как мытарь.
Вторая неделя
– Неделя о
блудном сыне.
Какая притча вспоминается в этот день, вспомните ее
содержание. Какой смысл вкладывал в нее Господь, когда рассказывал
апостолам?
Затем
следуют: мясопустная седмица и мясопустная неделя, называющиеся так
потому, что ими перед Великим постом заканчивается вкушение мяса.
В мясопустную
неделю
(воскресение)
Церковь вспоминает
Страшный Суд, предохраняя верующих от
беспечности, которая может появиться из-за излишней надежды на
милосердие Божие и забвения о Его справедливости.
Наконец, еще
одна, последняя неделя перед Великим постом – Масленица, которая
началась сегодня. Неделя сырная как ее еще называют, потому как этой
неделей заканчивается вкушение масла, яиц, молока, сметаны и сыра.
Всю неделю русские люди
праздновали окончание зимы и начало весны.
Понедельник – встреча Масленицы, вторник –
заигрыш (кулачные бои и другие
потехи), среда – лакомка,
четверг –
разгул, перелом, широкое гуляние, пятница
– тещины вечёрки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье
– проводы, прощанья, прощенный день.
В Церкви Прощенное воскресение имеет особое значение. В этот день
вспоминается
день изгнания Адама из рая и проходит последняя подготовка к посту –
чин
прощения. Это особая служба, на которой все друг у друга просят
прощения. Кланяются друг
другу, просят прощения, отвечают «Господь
простит, а я с радостью прощаю». И в знак
примирения целуют друг друга. Нельзя каяться, если не помиришься со
всеми. Традиция просить прощение происходит от традиции пустынных
монастырей, из которых монахи на время Великого поста уходили в
пустыню.
После поста некоторые монахи могли не вернуться из пустыни, и чтобы
не получилось так, что кто-то из них умер в пустыне, не примирившись
со
своими братьями, перед тем
как удалиться в
пустыню вся братия
просила
прощения друг у друга. Так же делаем теперь и мы, хотя и не удаляемся в
пустыню.
Во время
Великого поста
мы постимся 40 дней,
которые называются Четыредесятницей,
в подражание посту Спасителя в пустыне, о котором мы с вами уже
говорили, а во время Страстной седмицы в знак сострадания крестным
мукам
Спасителя, отдавшего свою жизнь за спасение нас от вечной гибели. На
протяжении всего
поста читается молитва св. Ефрема Сирина: «Господи
и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия не даждь
ми!
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу
Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не
осуждати
брата моего, яко благословен еси во веки веков!»
Но во время
поста вспоминаются и другие события. Давайте поговорим о них
подробнее.
Первая
седмица (неделя) Великого поста – пост строгий.
Во время первой седмицы каждый
день читается «Канон Андрея Критского», состоящий из плача души о
своих грехах. Седмицу заканчивает
неделя (воскресение) –
Торжество Православия, напоминающая нам о том, как в
Православии было побеждено иконоборчество в
IX в. – борьба с почитанием
икон.
В
конце третьей недели на
Крестопоклонное воскресенье выносится крест нам на
поклонение. Церковь
напоминает нам, что каждый должен нести крест своей
жизни и верить, что за крестом будет воскресение. А еще выносом креста
в третье воскресение и
поклонением ему всю Крестопоклонную неделю
Церковь дает нам утешение во время поста, показывая, что
страдания Христа были
куда тяжелее, чем наше
состояние во время поста.
На четвертой
неделе вспоминается святой Иоанн Лествичник, который жил на горе
Синай,
той самой, где Господь дал Моисею Заповеди. Иоанн учил, что духовная
жизнь – лестница, ведущая к Богу.
На пятой
неделе Великого поста Церковью вспоминается святая Мария Египетская,
которая в юности была
великой грешницей, а потом обратилась к Богу, покаялась и, пройдя
долгий
путь очищения, живя одна в пустыне, стала святой. О чем напоминает нам
этим
Церковь?
Церковь
говорит нам, что как бы мы
ни были грешны, мы всегда можем вернуться к Богу.
В шестую
неделю в субботу вспоминаем
Воскрешения Лазаря, а в воскресенье – Вход
Господень в Иерусалим, и
как народ радостно приветствовал Христа, когда Он
шел в Иерусалим на страдания.
Страстная
седмица напоминает нам все события
последней недели жизни Христа.
О них подробнее мы поговорим ближе к Страстной
седмице, а сейчас лишь набросаем штрихами примерную
последовательность.
Понедельник – проклятие смоковницы, вторник – бедную лепту вдовицы,
притчи о десяти девах
и о талантах, среда – предательство иудой Христа,
четверг – Тайную вечерю и установление Таинства Причастия и взятие под
стражу
Христа, пятница –
осуждение Христа на смерть, распятие Христа, Его смерть и погребение,
суббота
– сошествие Христа во ад, за умершими, чтобы
спасти их души от смерти. И вот, наконец, воскресение – Воскресение
Христово, самый светлый, самый главный праздник для православного
христианина. Праздник, ради которого мы проходим весь путь Великого
поста, как лестницу к
празднику, потому что цель поста и состоит в том, чтобы достойно
подготовиться к празднику и достойно его встретить.
Но мы должны
помнить о том, что пост не сводится лишь к тому, чтобы чего-то не
есть.
Пост – это путь
совершенствования, путь Преображения, помните,
мы говорили с вами, что
каждый человек должен преобразиться, измениться так, чтобы стать
похожим
на Бога, стать хоть чуточку лучше. За один пост чуть лучше, за другой
еще чуть-чуть, за следующий еще и еще. И так постоянно.
Что же мы можем
делать, чтобы потихонечку становиться
лучше?
Если увидим
нищего, подайте милостыню; если увидите врага,
примиритесь;
если увидите своего друга счастливым, не завидуй. Пусть постятся
зрение
и слух. Избегай телевизора, шумных игр. Пусть и злой язычок
побережется
от плохих слов, ругательств, обзываний. Нет пользы от того, что в еде
мы
постимся, а в другом не становимся лучше.
И еще одно
правило. Господь сказал в Евангелии: «когда
поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя
мрачные лица, чтобы показаться
людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду
свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
чтобы
явиться постящимся не пред людьми, но перед Отцом твоим, Который
втайне;
и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Почему Господь так
говорил, мы сможем понять, если вспомним, как постились иудеи. Об этом
я
рассказывала в начале урока. В древности люди помазывали голову для
красоты. А во время
поста не делали этого в знак раскаянья.
|
Предположения.
После Своего
Крещения.
Называют:
Рождественский,
Петровский, Успенский и Великий пост.
Рассказывают.
Рассказывают
притчу. Господь говорил, что примет любого раскаявшегося грешника.
Предположения.
Предложения. |