Основные понятия
урока: заповеди, Десять заповедей, скрижали.
Материал для
организации работы с учащимися
Десять заповедей (Декалог).
В тексте урока № 11
учебного пособия по модулю «Основы православной культуры» приводятся лишь шесть
заповедей: первые четыре, посвященные отношениям Бога и человека, отсутствуют.
Однако, на наш взгляд, обязательно необходимо
познакомить детей и с ними, поскольку в
противном случае невозможно получить цельное представление о нравственном
учении христианства и об основаниях остальных шести заповедей.
Божий закон для человека
По Слободскому.
Легко ли вам представить мир, в котором нет преступности?
Наверно, нет, особенно если вам приходится ежедневно читать и слушать, и видеть
преступления всякого рода — кражи, вооруженные нападения и грабежи, убийства,
мошенничество. […] Преступления совершались в мире всегда, но еще не было
такого времени, когда преступность так ловко скрывалась бы под маской
законности и так умело избегала законной кары, как в наши дни.
Когда нравственный уровень народа падает настолько, что
уважение к законам теряется, невольно возникает мысль, что в мышлении общества
не все в порядке. Чем объяснить такое неуважение к законам, и где люди
научились этому?
Воспитание начинается в семье; это — первая школа
ребенка. Если научить детей, что закон Божий — Его заповеди — следует
выполнять, что этот закон запрещает красть, убивать, обманывать, распутничать,
оскорблять старших, — то молодежь, вступая в жизнь, будет иметь моральную
опору, достаточную для понимания гражданских законов и их выполнения. […]
Критерий добра и
зла
Без критерия добра и зла вне нас самих, мы можем
оправдать практически все. Мы можем украсть, чтобы выбраться из трудного
положения; совершить измену, если нам кто-то понравился, и убить человека,
стоящего на нашем пути. Библия напоминает нам, что мы, к сожалению, не всегда
различаем, что хорошо, а что плохо. «Есть пути, которые кажутся человеку
прямыми, но конец их путь к смерти» (Притчи 16:25).
Давным-давно Бог указал нам путь к обществу без
преступлений. Если бы люди всегда следовали им, то преступности не было бы! В
любом уголке Земли люди чувствовали бы себя в полной безопасности!
10 заповедей счастья
У горы Синай Господь дал человечеству 10 заповедей
счастья. Народ, собравшийся у подножия горы, с тревогой смотрел на ее вершину,
скрытую густым облаком, которое, темнея, опускалось вниз, покуда вся гора не
была окутана таинственным мраком. Во тьме вспыхивали молнии, сопровождаемые
раскатами грома. «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее
в огне; и восходил от нее дым, как дым от печи, и вся гора сильно колебалась. И
звук трубный становился все сильнее и сильнее» (Исход 19:18-19).
Бог хотел вручить Свой закон в необычной обстановке,
чтобы величественная торжественность соответствовала возвышенной сути этого
закона. Необходимо было запечатлеть в сознании народа, что ко всему, связанному
со служением Богу, следует относиться с величайшим благоговением.
Божье присутствие было столь величественно, что весь
народ трепетал. Наконец, раскаты грома и трубный звук стихли, воцарилась
благоговейная тишина. Тогда был услышан голос Божий, звучащий из густой тьмы,
скрывавшей Его от взоров людей. Движимый глубокой любовью к Своему народу, Он
провозгласил Десять заповедей.
Принципы Десятисловия распространяются на всё
человечество, они были даны всем как наставление и руководство к жизни. Десять
кратких, всеобъемлющих и несомненных принципов выражают обязанности человека по
отношению к Богу и к ближним, и все они основаны на великом основополагающем
принципе любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею
твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как
самого себя» (Луки 10:27).
1-я заповедь:
«Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исход
20:2-3).
Бог не претендует на первенство среди неких богов. Он не
желает, чтобы Ему оказывали больше внимания, чем каким-то другим богам. Он
говорит, чтобы поклонялись Ему Одному, потому что других богов просто не
существует.
2-я заповедь:
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на
земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (Исход
20:4-6).
Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева
или камня. Попытка сделать это унижает Его, извращает истину. Идолы не могут
удовлетворить наши нужды. «Ибо уставы народов — пустота: вырубают дерево в
лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и
золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они — как
обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не
бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах» (Иеремии
10:3-5).
3-я заповедь:
«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без
наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7).
Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те
обычные слова, которыми люди божатся, но она также препятствует небрежно или с
легкомыслием произносить имя Господа, не думая о Его святом значении. Мы
бесчестим Бога также тогда, когда необдуманно упоминаем Его имя в разговоре,
или всуе повторяем его. «Свято и страшно имя Его!» (Псалом 110:9).
Пренебрежение к имени Божьему можно демонстрировать не
только словами, но и делами. Тот, кто называет себя христианином и не поступает
так, как учил Иисус Христос, бесславит имя Божье.
4-я заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его.
Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу
Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя...
Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день
седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход
20:8-11).
Суббота представлена здесь как день, утверждённый при
творении. Мы должны помнить о нём в память о делах Творца.
5-я заповедь:
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую
Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12).
Пятая заповедь требует от детей не только уважения,
покорности и послушания по отношению к родителям, но также любви, нежности,
заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них
помощью и утешением в преклонные годы.
6-я заповедь:
«Не убивай» (Исход 20:13).
Бог есть источник жизни. Только Он Один может дать жизнь.
Она является святым даром Божьим.
Человек не имеет права отнимать её, т.е. убивать. Создатель имеет определённый
замысел о каждом человеке, и отнять жизнь — значит вмешиваться в план Божий.
Лишить жизни себя или другого — значит попытаться встать на место Бога.
Дух ненависти, мести, злобные чувства также сродни убийству.
Такой дух не может приносить человеку
счастье, свободу от зла, свободу к добру.
Соблюдение этой заповеди подразумевает разумное почитание
законов жизни и здоровья. Сокращающий свои дни, ведя нездоровый образ жизни,
конечно, не совершает прямого самоубийства, но делает это незаметно,
постепенно.
Жизнь, которая была дарована Творцом, есть великое благо,
и её нельзя бездумно расточать и сокращать. Бог желает, чтобы люди жили
полнокровной, счастливой и долгой жизнью.
7-я заповедь:
«Не прелюбодействуй» (Исход 20:14).
Брачный союз — изначальное установление Творца Вселенной.
Учреждая его, Он имел определённую цель — сохранить чистоту и счастье народа,
возвысить физические, умственные и моральные силы человека. Счастья во
взаимоотношениях можно достичь только тогда, когда внимание сосредоточено на
личности, которой отдаёшь всего себя, своё доверие и преданность на протяжении
всей жизни.
Запрещая прелюбодеяние, Бог надеется, что мы не будем
искать ничего другого, кроме полноты любви, надёжно защищённой супружеством.
8-я заповедь:
«Не кради» (Исход 20:15).
Этот запрет подразумевает как явные, так и тайные грехи.
Восьмая заповедь осуждает похищение людей, работорговлю и захватнические войны.
Она порицает воровство и грабёж. Она требует неукоснительной честности в самых
незначительных житейских делах. Она запрещает мошенничество в торговле, и
требует справедливого расчёта с долгами или же в выдаче заработной платы. Эта
заповедь говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счёт чьего-то
невежества, слабости или несчастья записывается в небесных книгах как обман.
9-я заповедь:
«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16).
Всякое умышленное преувеличение, намёк или клевета,
рассчитанные на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже
описание фактов, вводящих в заблуждение — является ложью. Этот принцип
запрещает всякую попытку опорочить репутацию человека необоснованными
подозрениями, злословием или сплетнями. Даже умышленное замалчивание правды,
которое может повредить другим, является нарушением девятой заповеди.
10-я заповедь:
«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ничего, что у
ближнего твоего» (Исход 20:17).
Желание присвоить собственность соседа — значит сделать
первый самый страшный шаг к преступлению. Завистливый человек никогда не может
обрести удовлетворение, потому что всегда кто-то будет обладать чем-либо таким,
чего у него нет. Человек превращается в раба своих желаний. Мы используем людей
и любим вещи, вместо того, чтобы любить людей и использовать вещи.
Десятая заповедь поражает корень всех грехов,
предостерегая от себялюбивых желаний, являющихся источником беззаконных
поступков. «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1
Тимофею 6:6).
Израильтяне были взволнованы тем, что услышали. «Если
такова воля Божия, мы исполним её», — решили они. Но зная, как забывчивы люди,
и не желая доверять этих слов хрупкой человеческой памяти, Бог написал их Своим
перстом на двух каменных скрижалях: «И когда Бог перестал говорить с Моисеем на
горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых
написано было перстом Божиим» (Исход 31:18).
В этот раз Создатель впервые дал людям Свой закон в
письменном виде. Сам же Закон был всегда.
Рассказ «Волшебные очки» (по
Горбунову-Посадову).
Прочитайте детям
текст рассказа, предложив подумать, какую
заповедь нарушил герой сказки,
рассказанной матерью маленькой Саши (Задайте этот вопрос до того, как
прочитаете заключительную часть рассказа, а затем закончите чтение).
ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ
Как жаль, что теперь нет волшебниц! Они исполняли бы наши
желания”, — сказала маленькая Саша, рассматривая карманную зрительную трубу
своей матери, которую та получила в подарок ко дню своего рождения. Я бы знала,
что попросить у них.
"Верно, такую же трубку, как моя?” — заметила, улыбаясь,
мать.
"Не совсем такую. Я бы желала видеть через эти стекла не
одни лица и предметы, — я их и так хорошо вижу, — но я бы хотела видеть все,
что кроется под ними, — например, сердца людей, узнать их мысли, желания, а
также, кто из них добр, кто зол”.
"Я очень рада, — сказала мать, — что не имеешь таких
стекол; иначе ты нажила бы себе очень много врагов”.
"Почему же, мама?” — спросила девочка.
"Неужели ты думаешь, мой друг, было бы приятно людям
знать, что они не могут ничего скрыть, и что сердца их открыты пред тобою, к
тому же, видя больше дурного, нежели хорошего, ты сама будешь несчастна.
Погоди, мне припомнилась сказочка. Она объяснит тебе то, чего ты не понимаешь.
Давно, очень давно жил на свете некоторый человек; он
желал иметь очки с такими стеклами, какие желаешь ты, и получил их. Только, раз
надев их, он уже не мог их снять. Что же случилось?.. Сердца людей со всеми
помышлениями открылись перед ним, но видел он больше дурного, чем хорошего. Он
проникал своими стеклами в сердца самых испытанных, самых любимых друзей своих
- и везде находил недостатки. Это навело на него большую грусть, и он стал
обращаться с ними холодно, недоверчиво; те сначала удивлялись, огорчались, не
зная, чему приписать такую перемену, наконец, оставили его одного.
Одиночество тяготило несчастного; но он не хотел глядеть
другими глазами на людей, которые все ему казались хуже его самого, и в своей
грусти стал просить себе у Бога смерти. Вместо смерти явился к нему ангел с
кротким приветливым лицом и голубыми глазами. "Я — любовь, — сказал неясный
вестник, — я пришел помочь тебе и рассеять твое заблуждение.
[Здесь целесообразно прервать чтение и задать
вопрос детям].
Ты ищешь в других совершенства. Но может ли найти его
тот, кто сам исполнен недостатков? Рассмотри сначала твое собственное сердце и
потом осуждай ближних, если посмеешь!” При этих словах ангел коснулся чудесных
очков, и пред тем человеком открылось его собственное сердце, которое было
гораздо хуже сердец его ближних... "Боже, какой я грешник! Прости меня”, —
воскликнул он, и очки упали к ногам
"Люби ближнего, как самого себя, — сказал ангел, — такова
заповедь Господа. Старайся прощать другим их недостатки, — и ты будешь,
счастлив на земле и прощен на том свете”. Человек исполнил повеление ангела, и
весь мир, все люди, стали казаться ему лучше и добрее, потому что он помнил то,
что рассмотрел в своем сердце, и теперь, глядя на других, старался отыскивать в
них только хорошие стороны и через это сам делался лучше и счастливее.
"Поняла ли ты мою сказочку, Саша? — спросила мать. —
Будем и мы с тобой смотреть на себя в те волшебные очки, а на других в простые
стекла. Нам заповедано любить ближних, а не искать их недостатки. Довольно с
нас и того, если мы узнаем и исправим наши собственные”.
Дополнительный вопрос для обсуждения:
Как вы думаете, легко ли жить, видя в других главным образом их
недостатки, дурные помыслы и поступки? Почему? |