Основные понятия
урока: неосуждение, золотое правило этики.
Материал для
организации работы с учащимися
1.Ниже помещен
рассказ православного священника. Предложите прочитать его дома и обсудить с
родителями. Могут ли они привести
примеры из своей жизни, подтверждающие справедливость высказанной в конце
рассказа мысли: «Поверни зрачки свои вовнутрь себя: причина бед твоих в сердце твоем»?
Священник Н. Агафонов.
«Что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна
в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7:3)
Что это за бревна такие, которые видеть не мешают, а
вот жить не дают? Почему у соседа, или напарника, или коллеги и денег больше, и
дом – чаша полная и дети умницы? А у себя, куда взгляд не кинь – всюду клин.
Самое удивительное то, что жалуются все: и те, которые, по мнению других, живут
припеваючи, и те, кто по собственному разумению, обойдены и проигнорированы. Не
может же быть такого, чтобы всех и вся обходили милости Божии, и на всех нас
лежала печать постоянной нужды и искушений.
Два недавних, случившихся со мной события, кое-что
прояснили.
Сломался у меня компьютер. Вечером работал, а утром,
когда решил забрать пришедшую электронную почту, «хмыкнул» пару раз что-то про
себя, а включаться не захотел. Повез я его в ремонт, печально рассуждая, как же
быть? На «выходе» церковный, многостраничный «Светилен», пасхальные
поздравления необходимо закончить, да и еще масса дел неотложных, которые,
начатые и завершенные, лежали в памяти машины, в столь нужный момент, так меня
подведшей. В тот же день необходимо было ехать на приход, попросили окрестить
ребенка. В церкви, кроме молодых родителей, восприемников и дитяти, была еще
одна женщина, наша недавняя прихожанка.
- Ну вот, - подумалось мне, - Искушения продолжаются.
Дело в
том, что много горечи и хлопот приносила с собой эта дама. Озлобленность на
мир, на всех и вся, была, как мне казалось, в ней патологическая. Её исповедь
или просто разговор звучали как обвинительный акт. Доставалось всем, но больше
всего, естественно, непутевому мужу и непослушным детям. Когда же я пытался
сказать, что, следует искать причину и в себе, то в ответ получал хлесткие
обвинения в своей предвзятости и не сочувствии. В конце концов, уговорил я ее
поехать к более опытному, чем я, многогрешный, старцу духовнику, хотя
уверенности в том, что поездка состоится или что-либо принесет, у меня не было.
После крестин и состоялся наш разговор. Предо мной был иной человек.
Спокойствие, рассудительность, какая-то полнота в мыслях и, самое главное,
ясный, не бегающий и не изменяющийся взгляд.
- Батюшка, я пришла поблагодарить вас, слава Богу, у нас
все наладилось, да и я успокоилась.
- Что же сделал-то с вами, отец N., что вы преображенная
ныне и видом, и словами?
- Да я, монаху-то, все рассказала, целый час говорила, он
молча слушал. Потом положил мне руки на голову и молитвы читал.
- И все?
- Нет, благословил мне коробочек запечатанный и ленточкой
заклеенный и сказал, чтобы я ехала домой. Еще он попросил, чтобы я, по приезду,
в хате побелила, покрасила подоконники, сыновьям и мужу купила по рубашке, а
доченьке платьице, а потом мы должны были вместе сесть за стол с обедом, «Отче
наш» прочитать и коробочек этот открыть.
- Ну, а дальше? Меня уже начало одолевать любопытство.
- Я, два дня колотилась, к субботе, как раз управилась,
ну и сели мы за стол. Открыл муж коробочку, а там пять красненьких, с орнаментом,
деревянных пасхальных яичка. Посмотрела я на них, а потом на мужа и детей и
такие они все радостные, да чистенькие, да светленькие и … расплакалась. А в
доме тоже хорошо, уютно и все беленькое. И родное все, родное.
Передо мной был другой человек. И внешность та же и голос
тот же, а человек – другой.
Порадовался я молитве монашеской, уму и прозорливости
старца и поехал домой. По дороге, зашел за компьютером.
- Отремонтировали? Наверное, что-то серьезное? Ждать
придется? – с порога начал вопрошать мастеров, заранее как бы подготавливая
себя в неизбежности долгого ожидания и непредвиденных растрат.
- Сделали, отец Александр, сделали, - успокоили меня, и,
видя мою радостную физиономию, добавили:
- Отец Александр, вот мы смотрим и такая на вас рубашка
нарядная, да красивая, да чистая.
- Ну вот, - подумалось, - опять пятно посадил или в краску,
где - то влез.
Огляделся. Да нет, вроде и не порвано и не выпачкано.
Вопросительно глянул на улыбающихся компьютерных спецов?!
- Да вот, вы, батюшка и чистый и глаженный, а в
компьютере, под кожухом пыли грязи было столько, что и работать ему невмоготу
стало. Чистить хоть иногда же надо пылесосиком. Сами, небось, каждый день
моетесь…
Тут мне стало стыдно. Чуть же позже – понятно. Не вокруг
тебя грязь да нечисть, а в тебе самом, внутри она гнездиться. Вот о каком
«бревне» Господь говорил.
Внедрится соблазн греховный в душу нашу, оккупирует
сердце, приживется там и начинает нам лень духовную прививать, да на язык слова
оправдательные посылать, и пошла жизнь наперекосяк. Зло на зло набегает, да
гневом питается. А выход то, простой, хотя и не легкий. Уборку сделать надо, и
внутри и вокруг себя. К чистому чистое приложиться, а грязное, всегда грязь
найдет, как та свинья, знаменитая…
«Поверни зрачки свои вовнутрь себя - советуют многомудрые
старцы, и добавляют, - причина бед твоих в сердце твоем». |