В
конце X века Древнерусское государство, объединив многочисленные
племена, стало одним из важнейших образований на карте мира. Такому
государству для объединения и консолидации всех племен нужна была единая
вера. Согласно летописи, Киевский князь Владимир выслушал рассказы
четырех представителей религиозных традиций: Иудаизма (Хазарский каганат), Ислама (Волжская Булгария), Западного (латинского) Христианства и, наконец, Восточного Христианства (Византийская империя). Выбор был сделан в пользу «греческой веры» – Византийского Православия. Официальной
датой крещения Руси считается 988 год, но Христианство появилось на
Руси еще задолго до этого. Еще в 944 году в Киеве существовала церковь
св. Пророка Илии. Князь Владимир женился на сестре императора
Византии Анне, принял крещение, крестился сам, крестил свою дружину и
жителей крупных городов. При нем начинают складываться церковная
организация и основы церковного образования. При Владимире были
учреждены епископства в Киеве, Новгороде, Белгороде, Полоцке.
Объединившись, они стали митрополией. Главой ее стал митрополит. Вплоть
до середины XV века митрополия подчинялась Константинопольским
патриархам, а митрополитами были преимущественно греки. Вначале
богослужение велось на греческом языке. Сразу же появилась потребность в
местных священниках и в книгах на славянском языке. Это дало огромный
толчок к культурному развитию Древнерусского государства. Были изданы книги на славянском языке. Благодаря
братьям Кириллу и Мефодию, грекам из города Фессалоники, была создана
славянская азбука. Ими же было переведено на славянский язык Священное
Писание. Кирилл и Мефодий являются первыми учителями славян. С этого времени богослужения и проповедь совершались на славянском языке. Выбор,
сделанный князем Владимиром, оказался жизнеспособным и прочным. В
память о заслугах князя Владимира Русская Церковь причислила его к лику
святых и почитает как равноапостольного (подобного апостолу). Во время правления князя Владимира были построены первый каменный храм Успения Богородицы и еще десятки деревянных церквей. Еще
более упрочилась Церковь при Ярославе Мудром (978–1054). При нем были
построены Софийский собор в Киеве, храмы в Новгороде, Полоцке,
Преображенский собор в Чернигове, Киевская церковь Благовещения.
Развивалась и иконопись. Первым известным иконописцем на Руси был монах
Алипий. Впервые в Софийском соборе Киева было положено начало большой
библиотеке. В это же время было создано древнейшее произведение русской
литературы – «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. В конце
XI века появилось Житие князей Бориса и Глеба – первых древнерусских
святых. В начале XII века была написана «Повесть временных лет».
Одновременно ширилось обучение грамоте. Во время правления
Ярослава Мудрого столица Руси Киев полностью преобразилась и уже могла
соперничать с Константинополем как столица Православного Христианства. Даже
тогда, когда Русь раздробилась на удельные княжества, связующим звеном
оставалась Церковь, и только она работала для укрепления единства народа
и государства. Монашество на Руси. Вначале
монастыри на Руси строили в основном князья и богатые люди и брали
полностью содержание их на себя. Они же обладали правом назначать в эти
монастыри и настоятелей. С появлением же монастырей, основанных
монахами, духовная жизнь, просвещение и культура сделали большой шаг
вперед. Именно таким монастырем явился Киево-Печерский, основанный
преподобными Антонием, Никоном и Феодосием. Феодосий ввел устав, по
которому монахи в монастыре не имеют личного имущества, пищу и одежду
они получают из хранилища, вместе работают, а все полученные общим
трудом продукты поступают в распоряжение монастыря. Во второй половине XI века монастыри стали крупными центрами культуры и просвещения. Православная
религия привнесла в зодчество Киевской Руси новый тип здания –
христианский храм. Система построения храма на Руси имеет свою
специфику, основным признаком которой является пространственный крест,
образованный пересечением двух проходов – нефов. Первым каменным
русским храмом стала Десятинная церковь (Успенская Богородица), которая
была разрушена в 1240 г. войсками Батыя. Большинство храмов до XIX века
строились из дерева. В период удельных княжеств
архитектура построения храмов приобрела местные черты. В Полоцке
зародился тип башнеобразных храмов, которые затем появились в Рязани,
Новгороде, Пскове, Киеве. 1. Расскажите о крещении Руси. 2. Монашество в Древней Руси. 3. Какое значение приобрела Церковь во времена удельных княжеств? |