Советская Россия и Ислам: от союзничества к подавлению.
После победы Октябрьской революции жизнь мусульманской общины бывшей
Российской империи приобрела новые формы. На начальном этапе Советская
власть пыталась привлечь мусульман на свою сторону, использовать их для
пропаганды идей большевизма и социализма в странах Востока и в борьбе с
другими социальными группами немусульманского общества.
Для
реализации этих планов в 1917 г. в составе Наркомнаца был создан
комиссариат по делам мусульман. Но по мере реализации религиозной
политики Советского государства в регионах традиционного распространения
Ислама возрастало недовольство среди верующих-мусульман. Даже
коммунисты высказывались в пользу сохранения устоявшихся традиций и
образа жизни своих народов, основанных на исламских принципах. Подобное
понимание проблемы присутствовало и у прагматически настроенных
коммунистических и военных лидеров. Иной точки зрения придерживались
Сталин и его окружение.
В 1922 г. Политика властей уже была чётко
ориентирована на жёсткий контроль над духовенством и религией.
Экономические свободы, данные в период новой экономической политики
(НЭП), не должны были сопровождаться политическими свободами.
Вооружённое антисоветское сопротивление в Средней Азии и на Северном
Кавказе, боязнь политического альянса мусульманских народов даже под
коммунистическими лозунгами неизбежно вели к стремлению центра поставить
под свой контроль Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) и не
допустить превращения мусульманских съездов в форумы своих политических
оппонентов.
К тому же мусульманское духовенство не собиралось
сдавать свои позиции. В октябре-ноябре 1926 г. состоялся съезд
духовенства в Уфе, который выступил с предложением о расширении прав в
области вероучения. Несмотря на внешнюю лояльность руководства ЦДУМ,
было ясно, что его не устраивала политика Советского государства. Тем
более что за этой организацией стояла довольно мощная сила: в 1927 г.
ЦДУМ объединял 14 825 приходов, что само по себе не могло не
настораживать власти, рассматривавшие каждую из общин как центр
сопротивления политике партии.
Учитывая сложившуюся ситуацию, в
1920–1930-е гг. руководство партии проводило в жизнь целенаправленную
политику ограничения гражданских прав служителей культа. Это выражалось в
дискриминационной налоговой политике, ограничении и запрете
религиозного образования, лишении избирательных прав, запрещении
распространения религиозной литературы. Кроме того, к мусульманским
священнослужителям применялись меры административного и уголовного
преследования. В период коллективизации многие из них попали в число
раскулаченных.
На фоне усиления администрирования осуществлялось
постепенное ужесточение различных ограничений в сфере религии. Итоговым
законодательным документом стало принятие постановления ВЦИК и СНК РСФСР
«О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г., которое с некоторыми
изменениями действовало вплоть до 1990 г. В результате к 1937 г. Из 12
тысяч действовавших до революции мечетей было закрыто более 10 тысяч, от
90 до 97 % мулл и муэдзинов были лишены возможности отправлять
религиозные обряды.
После смерти в апреле 1936 г. муфтия
Ризаэтдина Фахретдинова встал вопрос об избрании нового муфтия. В
соответствии с уставом ЦДУМ это должно было произойти на съезде
организации. Но муфтием был назначен Габдрахман Расулев, что фактически
означало полное подчинение мусульманского духовенства властям.
Ислам в годы Великой Отечественной войны. К началу
Великой Отечественной войны в результате массированной атеистической
пропаганды и нескольких общесоюзных кампаний по закрытию молитвенных
зданий позиции Ислама в СССР еще более ослабли. К тому времени по всей
стране были закрыты шариатские суды, не осталось и сети религиозных
образовательных учреждений.
Однако реалии военного времени
вынудили руководство партии отчасти пересмотреть свою политику в сфере
религии. С одной стороны, это было связано с патриотической позицией,
занятой религиозными организациями в годы Великой Отечественной войны.
Верующие принимали самое активное участие в военных действиях и в сборе
материальных средств для нужд красной Армии. С другой стороны, жёсткий
контроль, установленный сталинским режимом над всеми формами
общественной активности, и подавление любых проявлений несоответствия с
советским образом жизни в условиях войны были невозможны. В результате
многие верующие начали открыто высказывать свои религиозные взгляды,
посещать молитвенные здания и отправлять обряды, игнорируя многие
запреты и ограничения.
Одной из причин корректировки религиозной
политики стала международная ситуация. Перед Советским Союзом стояла
важная задача – открытие второго фронта. В этих условиях демократизация
некоторых сторон жизни советского общества могла благоприятно сказаться
на ходе переговоров с союзниками. Черчилль и Рузвельт дали Сталину
понять, что настроить общественное мнение их стран в пользу Советского
Союза могут сведения о религиозной свободе в СССР. Не случайно
официальное признание властями заслуг религиозных организаций и верующих
произошло накануне переговоров на высшем уровне в Тегеране.
В
сентябре 1943 г. состоялась встреча И. В. Сталина с главами Русской
Православной Церкви, в ходе которой были приняты решения, ознаменовавшие
новый этап в отношениях государства и религии. На практике это
выразилось в смягчении налогового законодательства в отношении
зарегистрированных служителей культа, освобождении их от призыва по
мобилизации, предоставлении религиозным организациям ограниченных прав
юридического лица и других действиях государства.
В 1943 г. в
дополнение к действующему Центральному духовному управлению мусульман (с
центром в г. Уфе) были образованы ещё три духовных управления мусульман
– Северного Кавказа (Буйнакск), Закавказья (Баку) и Средней Азии и
Казахстана (Ташкент). Это событие стало частью идеологической кампании,
проводившейся советским руководством для воздействия на гражданские,
патриотические чувства населения и для его мобилизации в военных
условиях. Среди духовных управлений мусульман статус неформального
лидера приобрело Среднеазиатское духовное управление, в ведении которого
находилось единственное на территории СССР высшее мусульманское учебное
заведение – медресе «Мир-Араб» (г. Бухара). Прочие духовные управления
рассматривались властями как второстепенные, представляющие периферию
«советского Ислама».
В мае 1944 г. был учреждён Совет по делам
религиозных культов при Совете Народных комиссаров. Новый орган призван
был осуществлять связь между правительством и религиозными
объединениями. В его функции входило своевременное информирование
партийных и государственных структур о состоянии и деятельности
конфессиональных организаций, составление статистических сводок об
уровне религиозной активности населения.
В 1948 г., впервые за 22
года, был созван меджлис Центрального духовного управления мусульман
(переименованного на съезде в Духовное управление мусульман Европейской
части СССР и Сибири – ДУМЕС). Однако принятые на съезде решения лишь
подтвердили ограниченность прав верующих и духовенства в тот период. Из
ведения Духовного управления были изъяты такие полномочия, как право
организовывать конфессиональные школы и курсы для подготовки служителей
культа и составлять метрические книги. В его компетенции оставались
функции богословского характера, а также отныне ему предписывалось вести
учёт мечетей и молитвенных домов.
Завершение краткосрочной
разрешительной политики Советского государства в отношении религии
совпало по времени с окончанием послевоенного периода. В 1948 г. Совет
по делам религиозных культов разослал своим уполномоченным циркуляр,
предписывавший прекратить вынесение положительных решений по
ходатайствам о регистрации религиозных общин. В 1949 г. в СССР осталось
всего 415 мечетей, в 1952 г. – 351, в 1965 г. – 305.
Ислам в СССР в 1950 – 1980-х годах.
В середине 1950-х годов, в условиях общеполитической оттепели, верующие
вправе были рассчитывать на более лояльную политику в отношении
религии. Этому способствовал и выход постановления ЦК КПСС от 10 ноября
1954 г. «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди
населения», вызвавшего новый наплыв ходатайств о регистрации религиозных
обществ.
Но в 1958 г. начался новый массированный натиск на
религию. Провозгласив развёрнутое строительство коммунизма, Н. С. Хрущёв
поставил задачу «преодоления религии как пережитка капитализма в
сознании людей». В этих условиях главным направлением работы стала
борьба против незарегистрированных общин и групп верующих, а также
служителей культа, поскольку заметного отдаления верующих от мечети и
спада активности духовенства, особенно на селе, не наблюдалось.
Середина
1970-х годов ознаменовалась разрядкой напряжённости в международных
отношениях, одним из проявлений которой стало вступление в силу в 1976
г. на территории СССР Международного пакта о гражданских и политических
правах. В статьях пакта, имевших отношение к духовной сфере,
декларировалась свобода принимать религию по своему выбору, исповедовать
ее как единолично, так и сообща с другими. В действительности же, как и
прежде, всё свелось к декларации свободы вероисповедания.
Вопросы и задания