Исламское возрождение в конце XX – начале XXI вв.
В девяностых годах прошлого века на территории России активизировалась
деятельность всех религиозных конфессий, включая Ислам. Очевидными
показателями повышения интереса мусульманских народов к своей духовной
культуре были регистрация религиозных общин, выпуск мусульманской
периодики, строительство мечетей и медресе. До революции на территории
Российской империи насчитывалось около 12 тысяч мечетей. В 1991 г. в
России действовало 870 зарегистрированных мечетей, а в 2006 г. – уже
около 8 тысяч. В настоящее время в ряде регионов число мечетей превысило
дореволюционный показатель. Больше всего их действует на Северном
Кавказе, в Татарстане и Башкортостане. Мечети превратились в духовные
центры распространения Ислама. Вокруг них создаются молодёжные, женские,
благотворительные и прочие мусульманские общественные организации. Российские
мусульмане пока не имеют единого духовного центра. В последние годы
мусульманские организации России объединились вокруг трёх центров:
Совета муфтиев России (Москва), возглавляемого муфтием Равилем
Гайнутдином, Центрального Духовного управления мусульман России (Уфа) во
главе с муфтием Талгатом Таджуддином и координационного центра
мусульман Северного Кавказа во главе с Бердыевым Исмаилом-хаджи –
муфтием Карачаево-Черкесии. За последние десятилетия
мусульманские страны создали целый ряд влиятельных международных
организаций, активно действующих во всех регионах мира. В России в
1990-е годы было создано и действовало более шестидесяти международных
общественных исламских организаций. Международные исламские организации
ведут большую культурную и религиозно-просветительскую работу, оказывают
многостороннюю помощь мусульманской общине России. Некоторые из них,
используя свои финансовые возможности, пытаются в той или иной степени
контролировать деятельность отдельных региональных общин в России,
усиленно стимулируют социально-политическую и религиозную активность
российских мусульман. Наиболее активными являются международные
организации из Саудовской Аравии, Ирана, Турции, Кувейта, Пакистана. Многофакторный
характер исламского возрождения в современной России имеет различные
последствия. Позитивное значение имеет возрастание активности Ислама в
области благотворительности и духовно-нравственного воспитания верующих.
Как традиционная для России религия, Ислам содействует социальной
стабильности, укреплению семьи, общечеловеческих духовно-нравственных
ценностей. Негативные социальные последствия имеет активизация так
называемого «политического Ислама» в России. Политизация Ислама, чуждая
традиционному пониманию его основ, подпитывает радикальные настроения в
религиозных общинах, способствует распространению экстремизма и
ослабляет складывавшиеся веками устои веротерпимости и мирного
сосуществования мусульманских народов и их соседей. Становление системы исламского образования.
В Советском Союзе кадры мусульманского духовенства готовили в двух
исламских учебных заведениях: в медресе «Мир-Араб» (Бухара) и в
исламском институте (Ташкент). Небольшое число выпускников этих учебных
заведений направлялось для повышения квалификации в зарубежные исламские
университеты (главным образом в Египет). В России первым учебным
заведением, готовящим имамов, муэдзинов и преподавателей религиозных
дисциплин, стало медресе имени Р. Фахретдинова (Уфа), обучение в котором
началось в 1989 г. В девяностые годы прошлого века из-за
отсутствия достаточного количества квалифицированных имамов и
религиозных деятелей широкий размах приобрела деятельность зарубежных
миссионеров, которая далеко не всегда была созвучна российским традициям
и интересам российских мусульман. Меры по удовлетворению духовных
потребностей мусульманского населения принимались в двух направлениях.
Во-первых, создавалась система российского исламского образования.
Во-вторых, несколько тысяч молодых мусульман были направлены на учёбу за
рубеж. В настоящее время начальные знания о религиозных
дисциплинах можно получить в мактабах и медресе – мусульманских
начальных и средних школах. Занятия проводятся, как правило, после
занятий в общеобразовательных школах. Обучаемые получают первоначальные
знания по основам Ислама, исламской нравственности, учатся чтению и
письму на арабском языке, чтению Корана, учатся совершать молитвы. Медресе
имеют начальную, среднюю и высшую ступени, окончившие медресе получают
возможность поступить в высшие профессиональные исламские учебные
заведения – исламские институты и университеты. В медресе учащиеся
изучают Коран, толкование Корана, хадисы, углубляют свои знания в
области мусульманского вероучения, истории Ислама, изучают мусульманское
право. Особое место в учебной программе отводится изучению арабского
языка. Для желающих ознакомиться с основами мусульманского
вероучения, религиозной практики и морали при мечетях и медресе
функционируют воскресные школы. В них обучаются и дети (примерно с семи
лет), и молодёжь, и старшее поколение без возрастного ограничения.
Воскресные школы очень популярны среди мусульманского населения, сюда
приходят целыми семьями. Каждый занимается в своей группе, получает
соответствующее своему возрасту религиозное обучение и воспитание. В
настоящее время в России насчитывается свыше ста мусульманских
религиозных учебных заведений, большинство которых представлено в Совете
по исламскому образованию. Наибольшую известность приобрели Российский
исламский университет (Казань), Московский исламский университет,
Московский исламский институт, Дагестанский исламский университет имени
шейха Мухаммада Арифа (Махачкала) и казанское высшее мусульманское
медресе «Мухаммадийя», институт теологии и религиоведения в г.
Махачкале. Мусульманские высшие учебные заведения – исламские институты и
университеты – готовят священнослужителей. Однако круг деятельности
выпускников духовных учебных заведений выходит за рамки богослужебных
дел. Многие из них активно вовлечены в такие сферы деятельности, как
преподавание, социальная и издательская работа. 1. Как происходило возрождение Ислама в России? 2. Какова роль исламских учебных заведений? Глава 7. Религия и современный мир |