В
последние столетия, особенно в XVIII–XX вв., религия претерпела
грандиозные изменения. Великие открытия в науке коренным образом
повлияли на мировоззрение людей, в основном в Европе. Люди здесь стали
относиться к религии как к суевериям предков, считая саму религию
глобальным заблуждением.
В XVIII–XX вв. влияние Европы в мире
было столь велико, что эти перемены охватили весь мир через колонии и
торговые операции. Все эти перемены принято обозначать словом секуляризация (от
лат. – мирской). Ранее этот термин обозначал переход церковной
собственности в руки государства, но в дальнейшем этим словом стали
обозначать преобладание мирских интересов над религиозными. Церквей и
священников становилось всё меньше, религиозные учебные заведения
закрывались, пожертвования прихожан снижались, руководители государств и
частные лица все меньше считались с религией.
Новые научные
открытия и теории эволюции противоречили религиозным представлениям о
мире. Изучая культуры других неевропейских народов, ученые находили
несоответствия сведений, описанных в Библии. Некоторые ученые после
изучения Библии начали говорить о Сотворении мира, Всемирном Потопе и
других событиях в Писании как о мифах, выдуманных людьми. А такие
философы-атеисты, как Людвиг Фейербах, карл Маркс, Ницше, Фрейд, Ленин,
объясняли происхождение религии как чисто психологическое и социальное
явление, которое сбивает людей с толку и является «опиумом для народа».
Планомерная критика Библии и эйфория новых открытий привели к упадку
веры.
Если раньше религия сама являлась передовым форпостом науки
и новых открытий, то в XVIII–XX вв. наука становится чисто светской,
более того, антирелигиозной, атеистической.
Европейские правители
все меньше зависели от церкви, им не требовалось одобрения от
священнослужителей для совершения тех или иных действий. В период
Просвещения произошло отделение религии от государства, а последовавшие
революции коренным образом изменили устройство этих стран. Религии
отводилась чисто декоративная роль. Следствием отделения религии от
государства стало отделение систем государственного образования от
Церкви. В школах запрещали обучать какой-либо религии, скорее, наоборот,
вводили предметы с атеистическим уклоном. С 1963 года в школах США
запретили молитву, а в 2004 году в школах Франции было запрещено носить
религиозные символы (мусульманский платок «хиджаб», еврейскую шапочку
кипу, большие нагрудные кресты). По жесткому пути светскости пошли в
Мексике, Турции, Индии и др. странах. Религия почти повсеместно
подавлялась. Под видом просвещения проводилась насильственная
секуляризация. Уничтожались храмы, а также священнослужители и просто
верующие. Примером этого является СССР, где преследование религии
достигло апогея во времена сталинских репрессий, и Китай, где в 1960-е
годы религия была почти полностью уничтожена.
Другой причиной
секуляризации стал отток населения в города. В небольших поселениях
сохранялись традиции, обычаи и религиозные верования, где каждый человек
был на виду, где преобладали родственные связи и преемственность
поколений. В городах же, где все религии смешались и человек лишен
индивидуальности и контроля, религия теряла свои позиции, появилось
безразличие или смешивание разных религий. Семья, которая раньше
являлась основным передатчиком ценностей, потеряла контроль над своими
детьми в результате введения всеобщего среднего образования в светских
школах, всеобщей воинской обязанности и других явлений современности.
Ослабление религиозного воспитания привело к кризису традиционно прочной
семьи и вседозволенности для неверующего человека, которого не
сдерживает боязнь расплаты за свои грехи.
В наше время деятели
разных религиозных конфессий стали более гибко подходить к
распространению религиозных ценностей. Используются современные средства
связи, вплоть до транслирования религиозных обрядов по телевидению,
активно используется интернет. В Христианстве произошли изменения даже в
вероучении и богослужении, особенно среди протестантов. В некоторых
протестантских церквах мужчины и женщины уравнены в правах, некоторые
женщины становились пасторами. У некоторых грузин – католиков и
протестантов используется даже современная музыка во время богослужения.
Призывы
к реформированию религии и некоторые претворения в жизнь этих реформ
появились в Иудаизме – эмансипация иудеев; индуистские реформаторы
призывали к единобожию и отмене каст, мешающих дальнейшему развитию.
В
XIX–XX вв. в Исламе тоже появились реформаторы, которые призывали
сделать религию более рациональной, современной и понятной. Они
утверждали, что Ислам должен опираться на человеческий разум, что
человек имеет право свободного выбора, и призывали к современному
толкованию законов Ислама. Во многих странах Азии и Африки, попавших под
влияние Европы, это привело к фактическому запрету многоженства и
увеличению прав женщин при разводе.
В современном мире честно
прослеживается интерес к сближению, к поиску единых основ духовности и
взаимопониманию между разными религиозными конфессиями. Всё более
расширяются связи между различными мировыми религиями, что приводит к
религиозной терпимости, росту авторитета духовных лиц и грамотности
народов в вопросах религии.
Фундаментализм.
Впервые этот термин применили протестанты, которые ратовали за
первозданное восстановление христианской веры, как во времена Иисуса
Христа. В Исламе фундаментализм ассоциируется с возвращением Ирана к
фундаментальным ценностям Ислама в 1979 году и провозглашением исламской
республики. Примером фундаментализма можно считать движение «Талибан» в
Афганистане, находившееся там у власти в 1990-х гг. Ваххабиты тоже
считают себя фундаменталистами, хотя последователи истинного Ислама
отрицают принципы фундаментализма, особенно с оружием в руках.
Трагически
погибший муфтий Дагестана С. Х. Абубакаров в своем выступлении так
охарактеризовал фундаментализм: «ислам – это прекрасное здание,
построенное на крепком фундаменте веры, у него добротные стены,
состоящие из четырех мазхабов (школ), и прочная крыша суфийских шейхов и
алимов. Зачем снимать крышу, разрушать стены и снова возвращаться к
фундаменту? Эти люди хотят, чтобы их называли фундаменталистами
(поборниками основ Ислама), и ничего, кроме вреда Исламу, они не несут.
Ношение неопрятной бороды, коротких штанов и бряцание оружием – это не
Ислам!»
Известный дагестанский ученый-богослов К. А. Рамазанов,
погибший за веру в 2007 году, пишет в свой книге «Заблуждение
ваххабизма» следующее: «Где бы ваххабиты ни появлялись, там они сеют
смуту среди людей, стравливают простой народ с представителями власти,
таким образом нарушая закон и порядок в этих странах. Из-за их
деятельности у людей всего мира складывается мнение об Исламе как об
экстремистской, жестокой, агрессивной и дикой религии. Они, ведя людей к
нововведениям и заблуждениям, утверждают, что призывают к очищению
Ислама, основываясь на куръане и хадисах.
Прикрываясь именем Ислама и лозунгами джихада, они изнутри разрушают Ислам и продают его за доллары».
Непрекращающиеся
теракты на Северном Кавказе, нападение международных бандформирований
на Дагестан, вторая чеченская война и постоянные внутрирелигиозные
конфликты являются чистой воды провокацией противников Ислама. Желание
раздробить Ислам изнутри, разделить его на непримиримые секты, столкнуть
шиитов с суннитами, ваххабитов с истинными мусульманами мечтают
некоторые крайние радикалы (террористы). Всё это делается только в
политических и экономических целях. Люди, совершающие теракты,
прикрываясь исламскими лозунгами, наносят Исламу непоправимый вред и
являются его врагами.
Примеры нетерпимости и радикализма доходят
до кровопролитных конфликтов между представителями разных религий. Такое
случилось в XX веке между мусульманами и индуистами в Индии, между
католиками и протестантами в Северной Ирландии (Англия), между
буддистами и индуистами в Шри-Ланке, между иудеями и мусульманами в
Палестине, между христианами и мусульманами в Судане и т. д. Трагедию 11
сентября в Нью-Йорке, когда погибло более 3000 человек в результате
взрывов 4-х самолетов, тоже относят к действиям радикалов.
Почти все богословы мира осуждают террор и использование религиозных идей и символов для оправдания своих действий.
Вопросы и задания