Ill
и IV вв. Вселенские соборы были посвящены обсуждению христологической
доктрины. Христология – это учение о природе Иисуса Христа, о
соотношении в нем божественного и человеческого начал. В 451 году
на Халкидонском (IV) соборе было принято определение, что в Христе
соединены божественные и человеческие природы. Это определение привело к
первому серьезному расколу, который сохраняется и в наши дни. В
результате раскола возникло несколько Церквей, которых называют Древними
восточными церквами. В VIII веке появилось иконоборческое
движение. Иконоборцы ссылались на ветхозаветный запрет создавать
священные изображения и статуи. Однако сторонники икон возражали на это
тем, что, почитая икону, люди поклоняются не дереву и краскам, а тому,
что изображено на ней, следовательно, почитание икон не является
идолопоклонством. С первых веков существования Церкви христиане
почитали святых – умерших людей, отдавших свою жизнь вере и этим
угодивших Богу. Почитались христиане – мученики, убитые во времена
гонений, но не отрекшиеся от своей веры. Эти люди воспринимались как
пример для христиан, как заступники перед Богом, которые и после смерти
продолжают перед Ним свои молитвы. Особым ореолом и почитанием были
окружены фигуры Богоматери, Иоанна Предтечи (крестителя), апостолов –
людей, непосредственно соприкасавшихся с Иисусом Христом во время его
земной жизни. Также почитаются мощи (сохранившиеся останки святого),
через которые на верующих изливается благодать Божия. Храмы.
Раннехристианские общины с епископом во главе собирались для совершения
таинства Евхаристии (причащения, благодарения). Как было описано выше,
это касалось слов, произнесенных Христом над хлебом и вином. Таким же
важным ритуалом в жизни раннего Христианства было принятие новых членов –
таинство крещения. Оно совершалось тогда лишь несколько раз в год –
обычно на Пасху и Рождество. Крещение совершал обязательно епископ. Первые
христиане собирались в обычных жилых домах. Внутри этих домов
выделялись особые помещения для совершения богослужений и крещений, для
занятий с новообращенными, для встреч епископа с прихожанами и т. п. Также
местом совершения богослужений были места захоронений мучеников. В Риме
захоронения были в подземных катакомбах (лат. – подземная гробница). В
подземных гробницах мучеников также совершалась Евхаристия. Через
определенное время дома собраний и залы в катакомбах христиане начинают
расписывать фресками на библейские сюжеты, некоторые из которых
сохранились до наших дней. Собственные храмы и
пристройки у христиан появились начиная с IV века. Первыми храмами стали
римские общественные здания (базилики), поскольку другие здания
ассоциировались с язычеством. Базилики были выстроены в форме
прямоугольника с несколькими проходами, которые разделялись колоннадами и
вели от входа к алтарю. Христианство после прекращения гонений
на Церковь воспряло духом, окрепло и стало развиваться и
распространяться на все новые государства. 1. Что собой представляет движение иконоборцев? 2. Где собирались ранние христиане? Как появились первые храмы? |