Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 05.05.2024, 11:39:14
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ [114]
ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ [44]
САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ СВЯТЫЕ И ЧУДОТВОРЦЫ РОССИИ [52]
ОСНОВЫ ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ. 8-9 КЛАССЫ [61]

Место и роль Корана в Исламе
Формы откровения. Коран – главный источник мусульманского вероучения, нравственно-этических норм и права. Текст этого Писания считается несотворённым Словом Бога по форме и содержанию. Каждое его слово по смыслу соответствует записи в Хранимой Скрижали – небесном архетипе Священных Писаний, хранящем сведения обо всём происходящем во Вселенной. Аллах вкладывал Коран в сердце Мухаммада через ангела Джибриля, а он запоминал их звучание и усваивал их глубокий смысл.

Джибриль являлся иногда в образе человека. Согласно традиции, свидетелями такой формы ниспослания откровений иногда становились сподвижники Мухаммада. А иногда ангел являлся в бестелесном виде, сопровождавшеемся звуком, напоминавшим колокольный звон. Это было самой тяжёлой формой ниспослания, и в эти минуты лицо Пророка покрывалось потом.

Названия Корана. Большинство учёных считает, что название Корана образовано от глагола караа, означающего «читать», «собирать». В нём собраны суры и аяты, правдивые речи и мудрые предписания, а его чтение – удивительная духовная практика.

Выдающийся мусульманский богослов имам шафиитского мазхаба Мухаммад бин Идрис аш-Шафии считал, что слово «Коран» – это имя собственное, не образованное от какого-либо глагола.

В священном Коране упоминаются и другие его названия, подчёркивающие его суть и отражающие его особенности. Самое распространённое среди них – Китаб (Писание). Это название повторяется в Коране 67 раз. Оно образовано от глагола катаба, означающего «писать», «собирать».

Также встречается его название Зикр (Напоминание) и однокоренными словами, означающими «поучение», «наставление»; Фуркан (Различение). Такое название связано с тем, что Писание различает между добром и злом, истиной и ложью, дозволенным и запретным. Согласно другому мнению, оно объясняется тем, что Коран был ниспослан отдельными частями (нуджуман мутафаррика).

Среди прочих названий Корана, нередко используемых в арабском языке, можно выделить Танзил (Ниспослание), Бурхан (Доказательство), Хакк (Истина), Hyp (Свет) и другие. Все перечисленные эпитеты относятся к тексту Корана на арабском языке. Что касается книги, где записан текст Корана, то его принято называть мусхаф (мн. масахиф).

В Коране нет ничего лишнего и случайного, и размышление над его смыслом считается одним из самых достойных занятий. Размышления над кораническими истинами раскрывают душу, и наступает момент, когда слова, которые прежде казались неясными или слишком очевидными, изумляют верующего своим глубоким смыслом. Коран учит задумываться над знамениями, окружающими нас в этом удивительном мире, и ценить его красоту. В Писании говорится: «Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мрака к свету – на путь Могущественного, Достохвального» (сура 14 «Ибрахим», аят 1).

Особенности Корана. Священный Коран – уникальное Писание, обращенное ко всему человечеству. Намеченный в нём путь духовного освобождения и нравственного очищения настолько совершенен, что Коран не утратил своей актуальности даже в наши дни.

Мусульманские учёные указывают на некоторые особенности этого Писания, позволяющие судить о его уникальности:

1. Коран никогда не будет искажён и сохранится в том виде, в котором был ниспослан, ибо Всевышний Аллах говорит (смысл): «Воистину, Мы ниспослали Коран, и Мы обязательно его сохраним» (сура 15, аят 9).

2. Завершая славную череду небесных Откровений, Коран свидетельствует о предыдущих Писаниях и подтверждает то, что все они были ниспосланы от Аллаха. В нем говорится (смысл): «Это Писание, которое Мы ниспослали, является благословенным и подтверждает то, что было до него» (сура 6, аят 92).

3. Коран неподражаем, и никому до сих пор не удавалось и не удастся сочинить нечто подобное ни по форме, ни по содержанию, даже самой короткой суре. Его истины подтверждены современными научными открытиями.

4. Коранические суры легко запомнить даже тем, кто не владеет арабским языком.

5. Коран передаёт суть предыдущих Священных Писаний. Из хадисов следует, что длинные суры Корана (со второй по девятую) были дарованы Мухаммаду вместо Торы. Суры, состоящие приблизительно из ста аятов (с десятой по тридцать пятую), были ниспосланы вместо Псалтыря, а часто повторяемые суры (с тридцать шестой по сорок девятую) – вместо Евангелия. Что же касается последних сур Корана (с пятидесятой по сто четырнадцатую), то они уникальны по своему ритму и содержанию; эти суры были дарованы исключительно Пророку Мухаммаду.

6. Ещё одной важной особенностью Корана является ниспослание сур и аятов частями по поводу определённых событий в жизни Пророка и его сподвижников. Они приносили им покой и придавали уверенность.

Письменная фиксация Корана. Итак, священный Коран ниспосылался Мухаммаду частями. Получив очередное откровение, он распоряжался сразу же записать его. Даже в самые трудные минуты, во время переселения из Мекки в Медину и во время военных походов, при нём всегда находился кто-либо из писарей, готовых зафиксировать текст ниспосланных аятов.

Первым, кто записал Коран в Мекке, был Абдаллах бин Саад. В Медине этой чести был удостоен Убайй бин Кааб. В числе тех, кто записывал откровения, были Абу Бакр, Умар бин аль-Хаттаб, Усман бин Аффан, Али бин Абу Талиб, аз-Зубейр бин аль-Аввам, Ханзаля бин ар-Раби, Шурахбил бин Хасана, Абдаллах бин Раваха и другие. Всего же Коран записывали со слов Пророка около сорока сподвижников.

Во времена Мухаммада аяты записывались на листьях финиковых пальм, плоских камнях, кусках кожи, верблюжьих лопатках и т. д. Чернила изготавливались из сажи и копоти. Пророк разъяснял, в какую суру и куда именно следовало вписать ниспосланные аяты. Записав Откровение, писарь читал его Пророку и под его руководством исправлял ошибки, если таковые были.

Для обеспечения сохранности Корана Пророк побуждал сподвижников заучивать его наизусть. Многие мусульмане знали наизусть весь Коран.

Коран был записан полностью ещё при жизни Пророка. Но канонического списка у мусульман не было. Причина этого была в том, что ниспослание Откровений продолжалось до прощального паломничества, а период между прекращением ниспослания Откровений и кончиной Пророка был слишком коротким и напряжённым.

Собирание канонического списка. После смерти Мухаммада стало ясно, что со временем количество знатоков Корана уменьшится и возникнет опасность полной или частичной утраты его текста. Умар бин аль-Хаттаб убедил халифа Абу Бакра в необходимости составления единого списка, одобренного всеми знатоками Корана. Поддержав инициативу Умара, халиф поручил Зейду бин Сабиту собрать записи Корана у всех жителей Медины, расположить аяты и суры в той последовательности, в которой их читал Пророк, и согласовать список с остальными учёными. На это ушло около года, после чего согласованный текст был представлен Абу Бакру. Остальные рукописи было решено уничтожить, чтобы впоследствии никто не мог сказать, что у него есть отрывок Корана, не вошедший в список Абу Бакра. После смерти халифа текст Корана перешёл к халифу Умару, а затем, согласно его завещанию, – к его дочери, жене Пророка, матери правоверных Хафсе бинт Умар.

По мнению историков, при халифе Усмане было составлено четыре экземпляра одного и того же уточнённого списка Корана. Первый из списков, получивший название мусхаф-имам, был оставлен в Медине, а остальные разосланы в Куфу, Басру и Шам.

Судьба большинства рукописей, составленных в период правления Усмана, остаётся неизвестной. По мнению ряда исследователей, экземпляр Корана, оставленный в Медине, был вывезен оттуда в Андалусию. Впоследствии его перевезли в Марокко, а в 1485 г. он попал в Самарканд. В 1869 г. российские исследователи увезли его в Санкт-Петербург, где он оставался до 1917 г. При Советской власти манускрипт был возвращён обратно и в 1924 г. оказался в Ташкенте.

Первые списки Корана были записаны со всей тщательностью, но не имели диакритических точек и огласовок (знаков, обозначающих гласные звуки).

На первом этапе в тексте Корана были расставлены огласовки. По приказу губернатора Басры Зияда бин Сумейи (ум. 672) эту работу выполнила группа из тридцати писцов под руководством известного знатока арабского языка Абу аль-Асвада ад-Дуали (ум. 688). Современный вид огласовки приобрели во времена аль-Халила бин Ахмада (ум. 791), разработавшего также ряд дополнительных знаков (хамза, ташдид и другие).

На втором этапе были расставлены диакритические точки и разработаны обозначения для долгих и кратких гласных. По приказу губернатора Ирака аль-Хаджжаджа бин Юсуфа (ум. 714) с этой задачей справились Наср бин Асым (ум. 707) и Яхья бин Яамур (ум. 746). Тогда же ввели знаки, разделяющие текст Корана на 30 частей (джузов).

Такое деление диктовалось практической целесообразностью и облегчало чтение Корана во время ночных молитв в рамадане. В современных изданиях каждый джуз принято делить на две части (на два хизба), а каждый хизб – на четыре четверти (руб).

Структура Корана. Текст Корана делится на суры и аяты.

Аят – фрагмент (стих) Корана, состоящий из одной или нескольких фраз.

Сура – глава Корана, объединяющая группу аятов.

Текст Корана состоит из 114 сур, которые условно делятся на мекканские и мединские. По мнению большинства учёных, к мекканским Откровениям относится всё, что было ниспослано до хиджры, а к мединским – всё, что было ниспослано после хиджры, даже если это произошло в самой Мекке, например, во время прощального паломничества. Аяты, ниспосланные во время переселения в Медину, считаются мекканскими.

Некоторые учёные полагают, что порядок расположения сур в Коране был определён Пророком. Другие считают, что Пророк определил места большинства сур, а порядок расположения оставшихся сур был установлен с одобрения праведных халифов и сподвижников.

Суры в Коране расположены не в порядке ниспослания. Первой помещена сура «Аль-Фатиха», ниспосланная в Мекке. Семь аятов этой суры объемлют основные принципы исламского вероучения, за что она получила название «Мать Писания». За ней следуют длинные суры, ниспосланные в Медине и разъясняющие законы шариата. Короткие суры, ниспосланные в Мекке и Медине, находятся в конце Корана.

Основные течения и направления в Исламе. Суннизм. На протяжении первых двух веков после хиджры мусульманская община разделилась на ряд течений и направлений. Большая часть мусульман сохранила приверженность принципам, изложенным в Писании Аллаха и разъяснённым в Сунне Пророка. Они стали именоваться приверженцами Сунны и единой общины (ахль ас-сунна ва-ль-джамаа). Из этого названия вытекают и главные положения данного направления: следование путём Пророка и отказ от раскольничества. Эта доктрина обеспечивала идеологическое единство приверженцев Сунны, которые понимали священный Коран сообразно толкованиям Пророка и его сподвижников. Однако во второстепенных вопросах, связанных с практической стороной религии, между ними были определённые разногласия, которые допускаются в религии, в связи с чем появились четыре основные богословско-правовые школы – мазхабы.

Причины возникновения мазхабов. С самого начала исламского призыва мусульмане проявляли большой интерес к общественным дискуссиям и обсуждению различных аспектов повседневной жизни и религиозной практики. Перед общиной постоянно возникали достаточно сложные правовые вопросы, которые требовали тщательного анализа и правильного решения. Усилиями богословов, собиравших, систематизировавших и анализировавших наследие Пророка, создавалась система предписаний, определяющих мировоззрение, нравственный облик и поведение мусульман. Эта религиозно-правовая система получила название шариат.

В крупных городах вокруг известных учёных возникали кружки, объединявшие их учеников и соратников. Эти учёные на основе Корана и хадисов вырабатывали собственные принципы обобщения и анализа канонических текстов, извлечения из них правовых положений и практических рекомендаций. Эти принципы легли в основу религиозно-правовых школ – мазхабов.

Мазхабы, как правило, назывались по именам их основателей. Наибольшую известность получили четыре мазхаба (ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский), а также ряд шиитских мазхабов. Немало последователей было у мазхабов аль-Аузаи (ум. 773), аль-Лейса бин Саада (713–791), Суфьяна ас-Саури (715–778), однако они не получили распространения.

Последователей четырёх суннитских мазхабов называют приверженцами Сунны и единой общины (ахль ас-сунна ва-лъ-джамаа). Различия между ними касаются главным образом второстепенных вопросов.

Абу Ханифа и куфийская школа. Одним из первых мазхабов, сложившихся в мусульманском мире, было религиозно-правовое учение имама Абу Ханифы ан-Нумана бин Сабита. Он родился в Иракском городе Куфа в 699 г.

Прекрасное знание Корана, арабского языка и решений, которые выносили его предшественники, позволили Абу Ханифе достичь больших высот в богословии. Опираясь на аяты Корана и хадисы Пророка, он успешно разрешал спорные проблемы. Отсутствие всеобъемлющих сборников хадисов в тот период побудило его совершенствовать метод суждения по аналогии (кыяс). Он же впервые ввёл в практику метод исправления решений, принятых по аналогии, получивший название истихсан. Этот метод широко применялся в тех случаях, когда принятое по аналогии решение приносило вред или противоречило текстам Корана и Сунны.

Абу Ханифа был выдающимся представителем школы сторонников умозаключений (асхаб ар-рай). Разработанные им религиозно-правовые принципы были развиты в трудах его учеников, среди которых наибольшую известность получили имамы Абу Юсуф (731–798) и Мухаммад аш-Шейбани (749–804). Абу Ханифа скончался в Багдаде в 767 г., оставив после себя ряд важных теологических трактатов, небольшой сборник хадисов «Муснад» и известный труд «Аль-фикх аль-акбар».

На сегодняшний день последователи этого мазхаба составляют около половины всего мусульманского населения земли. Он распространён в Турции и Ираке, Сирии и Ливане, Афганистане и Пакистане, Индии и Китае, Албании и Боснии. Большинство мусульман России, за исключением дагестанских, чеченских и ингушских, также придерживаются этого мазхаба.

Малик бин Анас и Мединская школа. С расширением халифата многие сподвижники покинули Медину и отправились проповедовать Ислам среди жителей отдалённых областей. В период правления Али бин Абу Талиба «город Пророка» утратил статус политического центра халифата. Несмотря на это, он оставался крупнейшим центром исламской мысли, и различные учения, зарождавшиеся в Басре, Куфе и других областях мусульманского мира, не получали поддержки среди его жителей. Большая заслуга в этом принадлежала правоведам Медины, среди которых особо выделяется Малик бин Анас аль-Асбахи (713–795).

Имам Малик был родом из известного йеменского племени химьяр. Современники описывали имама Малика как очень богобоязненного и благочестивого человека, посвятившего всю свою жизнь служению религии Аллаха. Он обладал прекрасной памятью, отличался глубокими познаниями в области грамматики и лексики арабского языка. Выказывая уважение к религиозным наукам, он избегал общения с теми, кто вступал в богословские дискуссии ради приобретения славы. Самым знаменитым трудом Малика является свод хадисов «Муватта».

В настоящее время маликитского мазхаба придерживаются мусульмане Северной и тропической Африки. Некоторое количество маликитов проживает в странах Персидского залива.

Мухаммад аш-Шафии и разработка основ правоведения. Накопление знаний в области мусульманского права и разногласия между учёными во второстепенных вопросах религии требовали выработки более чётких принципов правоведения. Систематизировать эти знания и заложить основы науки правоведения (усуль аль-фикх) удалось Мухаммаду бин Идрису аш-Шафии (767–820).

Имам аш-Шафии родился в Газе (Палестине) в семье военачальника из рода Хашима бин Абд-Манафа. Мать привезла его в Мекку к знатным родственникам отца, когда ему было два года. Постоянно находясь в обществе авторитетных учёных, он получил хорошее образование и выучил наизусть Коран, когда ему было всего девять лет. В десятилетнем возрасте он знал наизусть свод хадисов «Муватту» имама Малика. Когда юноше исполнилось пятнадцать лет, ему было позволено самостоятельно отвечать на религиозные вопросы. В двадцатилетнем возрасте он отправился в Медину, где обучался у имама Малика вплоть до его смерти.

В возрасте около тридцати пяти лет имам аш-Шафии приобрёл известность в Багдаде. Там он отступил от некоторых богословских принципов Малика и развил собственное религиозно-правовое учение. Его взгляды были изложены в работе «Китаб аль-худжжа», которая отражает его ранние воззрения по многим правовым вопросам. Находясь в Ираке, имам аш-Шафии написал ещё один трактат – «Рисаля», который считается первым в истории Ислама трудом по принципам правоведения.

В настоящее время последователи шафиитского мазхаба проживают в Египте и Восточной Африке, в странах Ближнего Востока, отчасти в Индии, Пакистане, Ираке, Йемене, Малайзии и Индонезии. В России этого толка традиционно придерживаются многие мусульмане Северного Кавказа.

Ахмад бин Ханбал. Одним из тех, кто развил принципы правоведения на основе всестороннего знания Сунны, был Ахмад бин Мухаммад бин Ханбал аш-Шайбани (780–855).

Имам Ахмад родился в Багдаде, куда семья переехала из Хорасана незадолго до его рождения. Его отец скончался, когда ему было всего три года. С детства он изучал религиозные науки у знаменитых багдадских шейхов. В юности он долго путешествовал по странам, собирая хадисы, и обучался у крупнейших богословов Хиджаза, Йемена, Куфы, Басры и Шама. Среди его учителей были Абу Юсуф аль-Куфи, Яхья бин Майн, Исхак бин Рахавейх, Мухаммад аш-Шафии.

Наряду с глубокими знаниями, Ахмад бин Ханбал обладал высокими нравственными качествами и отличался аскетизмом. Имам аш-Шафии говорил: «когда я покидал Ирак, там не было более достойного, знающего, благочестивого и богобоязненного человека, чем Ахмад бин Ханбал». Однако главной заслугой этого учёного считается стойкость, проявленная в противостоянии мутазилитам.

Однако ни тюремное заключение, ни жестокие пытки не заставили имама Ахмада отказаться от учения Пророка и его сподвижников. Лишь с приходом к власти халифа аль-Мутаваккиля (847–861) преследования прекратились, а имаму Ахмаду были оказаны большие почести. Опасаясь искушения властью, он отказался от государственной службы. Тем не менее халиф никого не назначал на судебные должности без консультаций с ним.

Тем не менее его последователи были менее многочисленны, чем у других мазхабов, и ныне они проживают, главным образом, в Саудовской Аравии и других государствах Персидского залива.

Шиизм. Возникновение и развитие. Несмотря на то что разногласия между мусульманами относительно верховной власти появились сразу после смерти Посланника Аллаха, избрание Абу Бакра в конце концов было единогласно одобрено всеми сподвижниками. Никто из мусульман не выступал с претензиями на власть в периоды правления Абу Бакра и Умара бин аль-Хаттаба. Однако в середине срока правления Усмана бин Аффана проблема верховной власти стала предметом серьёзных религиозно-политических разногласий.

Выходец из Йемена по имени Абдаллах бин Саба, прикрываясь любовью к семье Пророка, начал распространять идеи о преимущественном праве на власть Али бин Абу Талиба как ближайшего родственника Пророка. Пропагандистская деятельность его сторонников (сабаитов) пользовалась успехом в отдалённых областях халифата (Ирак, Египет), где жители традиционно поддерживали наследственный принцип передачи власти. Этому во многом способствовал ряд религиозных решений и политических назначений халифа Усмана, вызвавших неодобрение отдельных групп мусульман. Сабаиты спланировали и осуществили убийство Усмана, но халиф Али после прихода к власти начал проводить жёсткую политику против всех, кто пытался спекулировать любовью к семье Пророка и вносил раскол в мусульманскую общину. Когда же группа сабаитов заявила о божественной природе халифа Али, он приказал сжечь их. Они говорили, что поддерживают Али, но в действительности не слушались его. Они утверждали, что правителем должен быть Али, но в то же время не повиновались ему из-за того, что он уступил правление халифатом Муавии. Эта группа получила название шииты (от слова «ши‘а», что означает – партия), которые впоследствии распались на многочисленные группировки.

Хариджизм и его современные проявления. Внутриполитический кризис, приведший к убийству халифа Усмана, положил начало расколу мусульманской общины на сторонников Али бин Абу Талиба и Муавии бин Абу Суфьяна. Последний был назначен наместником Шама ещё при Умаре бин аль-Хаттабе и пользовался там большим уважением. Он был родственником Усмана и после избрания Али халифом отказался присягать ему до тех пор, пока убийцы не будут наказаны. Но, по мнению Али, сперва нужно было успокоить народ, которого охватили волнения, а затем наказать виновников убийства. Это и было самым верным решением. Однако Муавия не согласился с этим решением, хотя у него не было корыстных целей и любви к верховенству, власти. Он понимал эту ситуацию по-своему.

В 657 г. При Сыффине между их сторонниками произошло крупное сражение, которое завершилось перемирием. Халиф Али согласился на третейский суд, что вызвало неудовольствие в лагере его сторонников, и тогда 12 тысяч воинов откололись от его армии и обосновались в местечке Харура (в двух милях от Куфы). Они упрекали халифа и его согласие на третейский суд расценили как отказ от суда Всевышнего Аллаха. Их религиозные взгляды отличались крайней нетерпимостью к инакомыслию и требованием строгого исполнения законов шариата в их собственном понимании. Эта группировка была названа хариджитами (араб. хаваридж – выступающие, мятежники) и впоследствии переросла в крупное религиозно-политическое движение.

В 658 г. между хариджитами и войсками халифа Али состоялось крупное сражение, завершившееся разгромом повстанцев. Однако они не прекратили борьбу, и в месяце рамадан 661 г. хариджит по имени Абд-ар-Рахман бин Мулджим смертельно ранил Али бин Абу Талиба. На протяжении многих веков хариджиты оставались одним из главных факторов, дестабилизировавших внутриполитическую ситуацию в халифате. Они совершали тяжкие преступления, убивали мирных мусульман только за то, что те не соглашались с их взглядами.

Хариджитское движение не было однородным, группы повстанцев действовали разрозненно и нередко расходились в основных вопросах веры. Их объединяло то, что они считали законным выступление против правителя, не выполняющего законы Аллаха, и объявляли мусульман неверующими за совершение тяжких грехов. Политическая раздробленность и неприязнь со стороны мирного населения значительно ослабляли их шансы на успех.

В центральных областях халифата хариджиты вели ожесточённую борьбу с центральной властью Муавии, однако постоянные преследования вынудили многих из них бежать в отдалённые регионы. В середине VIII века приверженцам хариджитских группировок ибадитов и суфритов удалось создать в Северной Африке два государства. Вопреки хариджитской концепции власти, правители этих государств основали династии, которые просуществовали сравнительно недолго. В разное время умеренные группы хариджитов приходили к власти и в других мусульманских странах.

В настоящее время многочисленные общины ибадитов, придерживающихся умеренных взглядов, сохраняются в Алжире, Ливии и Омане. Однако в последние десятилетия в различных областях мусульманского мира возродились и получили распространение радикальные идеи хариджитов, прикрываемые призывом к очищению Ислама от нововведений. Они были использованы различными экстремистскими группировками и положены в основу идеи о всемирном джихаде и воссоздании халифата. К таким группировкам относятся и Партия освобождения (Хизб ат-тахрир), деятельность которой на территории Российской Федерации запрещена, и ваххабиты в общем.

Вопросы и задания

1. Что собой представляет Коран? Его особенности.

2. Как собирался Коран?

3. Сунна как источник в религии, ее место в Исламе.

4. Какие основные течения в Исламе и как они появились?

Категория: ОСНОВЫ ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ. 8-9 КЛАССЫ | Добавил: tineydgers (18.02.2016)
Просмотров: 553 | Теги: Библия, буддизм, ислам, христианство, иудаизм, мировые религии, основы мировых культур и светской э, образовательный сайт, возникновение религий | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0