Христианская
церковь изначально была миссионерской. Все апостолы были миссионерами,
они распространяли Евангельские учения (Благую Весть) еще в Древнем
мире. В период Средневековья миссионерам удалось обратить в Христианство
народы Европы. В XV–XVII вв. миссионеры вышли на новые
континенты. Католические миссионеры противились угнетению местного
населения колонизаторами, просвещали их и приобщали к вере. Одним из
наиболее ярких представителей миссионерства был доминиканец Бартоломе де
Лас Касас (1474–1566). Император карл V по настоянию Бартоломе принял
законы, запрещавшие порабощение американских индейцев. В 1537 году папа
Павел III провозгласил право индейцев на свободу и собственности на
землю. Миссионеры основывали школы и больницы, несли с собой европейскую
культуру. Многим народам помогли в формировании своей письменности. Но
часто многие миссионеры недооценивали значение местных культур, считая
их языческими культами, и навязывали свою религию и культуру. Орден
иезуитов внес большой вклад в миссионерскую деятельность. Его
миссионеры достигли Индии и Китая, распространяя католичество. В Китае
миссионеры переплели местное почитание предков и конфуцианство с
христианской религией, но вызвали этим критику миссионеров других
орденов. В начале XVIII века Рим запретил нововведение иезуитов, и
распространение Христианства в Китае почти прекратилось. Использование
китайских обрядов вновь было разрешено лишь в 1940 году. Иезуиты создали
в Парагвае государство, которое просуществовало с 1610 по 1767 гг.
Десятки поселений индейцев коллективно трудились под руководством
иезуитов. Была достигнута всеобщая грамотность местного населения,
развивались живопись, скульптура, церковная архитектура. В XIX
веке миссионерство получило дальнейшее развитие. В 1839 году папа
Григорий XVI осудил рабство во всех его формах. Появилось много обществ и
новых орденов миссионеров, открылись миссионерские семинарии,
проводились съезды. В XX веке провозглашаются новые принципы
миссионерства: уважение к национальным культурам и обычаям, признание
политических и культурных прав местного населения. Большим подспорьем и
шагом вперед стало создание церковных иерархов из местных уроженцев. В
XX веке католическая Церковь широко развернула оказание гуманитарной
помощи, социальную деятельность, борьбу с нищетой. Церковь в Латинской
Америке официально поставила перед собой задачу «преимущественного
служения бедным». Символом христианского миссионерства в XX веке
стала Тереза калькуттская (1910–1997), которая в 1948 году организовала
конгрегацию миссионерок Божественной любви, служащую «беднейшим из
бедных», то есть калекам, бездомным, прокаженным, умирающим. Социальное учение.
Католическая Церковь официально вывела вопросы, относящиеся к
социальной жизни, в особые папские и соборные документы. Главными
принципами этого учения являются: уважение к человеческому достоинству и
стремление к общему благу; экономическая и социальная деятельность
должна быть осуществлена только исходя из нужд всех людей. Если
ранее Церковь пыталась решать проблемы бедных людей
благотворительностью, то в XIX веке сначала в Германии, а затем и в
других странах появилось движение социального католичества, боровшееся за улучшение условий труда на производстве и в быту и в то же время приобщавшее рабочих к вере. Католическая
Церковь высказала свое отношение против либерального капитализма и
свойственного ему стремления к наживе и отвергла социалистический путь
решения социального вопроса. Право на частную собственность
принадлежит самой природе человека как существа разумного, свободного и
ответственного. В начале XX века возникли католические профсоюзы. Социальное
учение католической Церкви является важной и нужной составляющей самой
жизни на планете со все более растущими противоречиями между богатыми и
бедными народами. Католическая Церковь борется за права рабочих,
за справедливую оплату труда, за соблюдение справедливости в
международной экономической политике и предотвращение войн. 1. Как распространялось миссионерство в XV–XIX веках? 2. Какие новые принципы миссионерства были провозглашены в XX веке? 3. Что собой представляет социальное учение католической Церкви? |